Живая Арктика. 2008, №1.

30 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ кие боги. Это видно из того, что и сейчас лопари покло­ няются им. Кроме того, и у финнов их было множество, по свидетельству Вексиония, основывающегося на вы­ шеупомянутом Зигфриде Арс. Без сомнения, и этих бо­ гов лопари заимствовали от них же. "В старину у фин­ нов были различные боги", - говорит он. - Так, напри­ мер, у карелов Ронготе (Rongotheus) бог спорыньи, Пел- лонпекс (Pellonpeko) - ячменя, Виераканис (Wierecannos) - бог, способствующий посевам овса, а также гороха, репы, льна и конопли. Уко (Uco) с супругою Руне (Roune) властвовал над бурями, Кэкре (Kaekre) защищал стада от диких зверей, Гизе (Huse) распоряжался волками и медведями, Нирке (Nyrcke) благоприятствовал охоте на белок, Гиттаванес (Hyttavanes) на зайцев". Многих из числа этих богов почитали и лопари, в особенности тех, которые могли способствовать охоте и промыслам или защите стад от хищников. Что касается остальных, то, не имея вовсе посевов и не занимаясь об­ работкой земли, они, вероятно, скоро предали их забве­ нию. Утверждать, что лопари чтили этих богов под теми же именами в высшей степени затруднительно, т.к. ни­ каких следов этого не сохранилось даже в древнейших преданиях, на основании же современных обрядов и обы­ чаев лопарей тоже трудно ответить на этот вопрос. Не менее затруднительно решить, в чем заключался культ вышеупомянутых богов в древние времена, если только не ограничиваться изложением того, что наблю­ дается в наше время. Об этом мы скажем в последующих главах, посвященных описанию современных обрядов и пережитков язычества у лопарей. Ввиду этого нам при­ дется ограничиться здесь лишь сообщением некоторых подробностей о культе Юмалы, о чем упоминают ста­ ринные летописцы. Юмала представлялся идолом, имевшим вид муж­ чины, сидящего на алтаре или на троне с короной на го­ лове, украшенной двенадцатью драгоценными камнями, и золотой цепью на шее. По крайней мере, такое описа­ ние мы находим в летописи Геродота: "Тогда они подо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz