Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а VII О ПЕРВОБЫТНОЙ РЕЛИГИИ ЛОПАРЕЙ ознакомившись в предыдущей главе с исто рией происхождения лопарского народа, пе рейдем теперь к более подробному его опи санию. Прежде всего остановимся на рели гии лопарей, и при этом не только в том ее виде, в каком она сохранилась до наших дней, а постараемся понять, какою она была до распространения среди лопарей хри стианства. В дохристианскую эпоху нынешняя Лапландия, как видно из предыдущих глав, была населена финнами, лап- пофиннами, скридфиннами, или биармцами, которые впоследствии стали называться лопарями, и все они, ко нечно, имели какую-то религию. Христианство распро странилось среди лопарей сравнительно поздно. Какова же была эта первобытная религия лопарского народа и его предков? Вне всякого сомнения, они были язычниками, по добно всем прочим народам севера той отдаленной эпо хи, но т.к. языческие религии могут быть довольно раз нообразны, то возникает вопрос, что из себя представ ляла языческая религия этого народа. По всей вероят ности, она мало отличалась от религии финских пле мен, от которых произошли лопари. Сведения о древ нейшей религии финнов весьма скудны, т.к. не сохра нилось никаких памятников, проливающих свет на этот вопрос. Поэтому возможно лишь косвенно строить до гадки о ней, основываясь на тех данных, которые мы имеем относительно биармцев и скридфиннов, а также на уцелевших остатках этих верований, живущих еще в наше время среди финнов и лопарей. О биармцах, бывших, как нам удалось установить, древнейшими финскими выходцами в Лапландии, мы знаем, что они поклонялись богу, которого звали на сво ем языке Юмала (Jumala). В летописях, относящихся к царствованию норвежского короля святого Олафа, гово рится: " В ковчеге стоял бог биармцев, называемый ими Юмала (Jumala)". У другого исландского летописца встречается описание храма биармцев, в котором они по клонялись своему главному богу Юмале. Из этих цитат видно, что имя бога Юмала и Иомала летописцами при водятся как бывшие в употреблении у этого народа и не совпадающие с названиями божества, знакомыми тем се верным народам, к которым принадлежали сами лето писцы, т.е. готам, норвежцам или исландцам. Какому же другому народу могло быть свойственно это название, как не финнам, которые и сейчас поль зуются этим словом для обозначения Господа Бога (Deus - римляне, Gott или Godh - шведы и готы, по-фин- ски - Jumala), по старой привычке удерживающимся еще со времен язычества. Не подлежит сомнению, что это обозначение бога (Юмала) перешло к биармцам от финнов и удержалось впоследствии и среди лопарей, пришедших также из Финляндии и перемешавшихся с более ранними выходцами, биармцами, образовавшими один народ. Кроме Юмалы, лопари чтили еще бога, соответство вавшего шведскому Тору. Это явствует не только из того, что и поныне, как видно будет из дальнейшего, среди главнейших богов лопари чтут некого Тора, но и из того, что у древних финнов, в особенности у тавастов, был бог, называвшийся ими Туррисас (Turrisas), что равно сильно Тору. Михаил Вексионий в своем "Описании Швеции" позаимствовал у Зигфрида Аро, написавшего поэму о финских богах, следующее сообщение: "Тавасты покло нялись богу войны и победы Туррису". Более правиль ное название этого бога не Туррис, а Туррисас, состоит из двух слов - Туррис, или Туррус, Торус (Тор) (так раз лично бывает его начертание, как я указывал в своих уп- сальских лекциях), и Ас, т.е. владыка асов или азов, ази атов, ибо азами называются народы, в древнейшие вре мена пришедшие в эти области из Азии, предводителем которых и был Туррисас. Ему под этим именем и покло няются финны. Значительная древность его доказывается еще и тем, что старинный исландский писатель Арнгрим Ионас рас сказывает о том, что в древности у финнов был царь по имени Торр, величайший из королей Нора (Nori), отку да, по мнению некоторых ученых, произошло и название Норвегии (по-норвежски - Norge или Norige) OTNoririge, т.е. царство Нора (Nori). Подобное превращение родо начальников династии или основателей государства в бо гов часто бывало в языческой древности. Таким образом, бог Тор получил название от како го-то древнего царя Торра или Турра и стал предметом поклонения у финнов и от них перешел и к лопарям вме сте с языком, обрядами и обычаями. К этим двум богам Юмале и Туррисасу, или Тору (если они не были одним и тем же богом), лопари при соединили третьего - Солнце. И заключаю я это из того, что они и поныне чтят Солнце в числе своих главней ших богов. Кроме того, культ Солнца является одним из самых распространенных среди почти всех диких языческих народов. Легко понять, насколько большее значение, чем для народов, живущих в умеренных климатах, имел культ Солнца, подателя всеоживляющего тепла и света, для ло парей, пребывающих во власти темной ночи и страш нейшей стужи. В дальнейшем я подробнее остановлюсь на описании этого культа. Таким образом, мы познакомились с главнейшими и древн ейш ими богами лопарей , с богами majorumgentium (старейшими), как говорили римляне. Несомненно, наряду с ними существовали и более мел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz