Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а VI. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛОПАРСКОГО НАРОДА 27 Ренго скрылись в Тавистском лесу и оттуда переселились на побережья Эстерботнии, где находились Нерпис и Му- стасара, бывшие тогда еще никем не обитаемыми. Там, свободные от тягот и поборов, которые они терпели на родине, финны стали жить спокойно и счастливо, добы­ вая много добычи, которую они ежегодно стали прода­ вать своим прежним сородичам. Вследствие этого они сильно разбогатели, стали носить роскошное платье, изыс­ канно питаться, обзавелись сокровищами и украшения­ ми всякого рода, чтобы доказать сородичам, как счастли­ во и хорошо они зажили. Видя все это, их прежние земляки тавасты, движи­ мые завистью, избрали некоего Матвея Курка своим пред­ водителем, громадной массой вторглись в области, заня­ тые переселенцами, и принялись разорять их и грабить до тех пор, пока те не вынуждены были бежать из своих поселений на реки Торнео и Кими. Узнав, однако, через несколько лет, что беглецы недурно устроились в этой но­ вой области, они снова напали на них и гнали их так бес­ человечно, что тем пришлось, бросив стада и захватив лишь сети, удалиться в те суровые и дикие пустыни, ко­ торые они сейчас населяют". Прочитав это, всякий поймет, что этот рассказ создан в недавнее время, не говоря уже о фамилии Курк, которая отнюдь не древняя и не встречалась никогда среди ста­ ринной знати, само имя Матвей (Matthias) могло появиться только после введения в Финляндии христианства. Иначе откуда могло взяться такое имя. Оно не встречается нигде среди языческих имен, которых мы знаем множество, ни у древних историков, ни в каких-либо памятниках. Допустить же, что лопари так поздно проникли в те земли, где мы их сейчас встречаем, совершенно невоз­ можно. По рассказу выходит, что до их прихода эти земли были совершенно необитаемы, а нам известно, что еще в дохристианские времена там жили биармы и скридфин- ны, из которых последние, как видно из самого их имени, были выходцами из Финляндии. Эти финны жили на Севере уже во времена нор­ вежского короля Гаральда Красивого, или Гарфагара, и сына его - Эрика Блодоксе, т.е. задолго до введения христианства. О походе этого последнего упоминает в своей "Исто­ рии" Стурлесон: "После того поплыл Эрик Блодоксе на север к Финмаркену и далее в Биармию, где сражался с биармцами, одержал над ними победу и взял бога­ тую добычу". Если он отплыл по морю из Норвегии к северу и при­ был в Финмаркен, то значит, что в ту эпоху Финмаркен, как и сейчас, находился к северу от Норвегии, на морс­ ком побережье, словом, это была та же самая область, ко­ торая и теперь носит это название. Так как и тогда она уже была населена, и притом именно финнами, как показывает ее название, то напрасно думать, что она была впервые заселена лишь лапландцами, выгнанными Мат­ веем Курком из Южной Ботнии. Очевидно, не это изгна­ ние послужило причиной того, что они стали называться лопарями (Lappi - изгои), ведь уже во времена Саксона Грамматика они назывались так, доказать же мне, что поход Матвея Курка относится к более ранней эпохе, я думаю, никому не удастся. Менее всего убедительны для меня те письменные документы, в которых будто бы упоминается имя Курка, так как в те времена не могло быть и речи о каких бы то ни было записях таких событий. Поэтому следует искать иное начало этого переселения и другие причины изгнания ло­ парей, давшие им это имя, обозначающее отщепенцев, изгоев. Я думаю, что выселение финнов в Лапландию про­ изошло не за один раз, а в несколько приемов. Это, между прочим, доказывается и тем, что в предании сохранилось не одно имя вождя, а несколько, как, например, Тине Когре и Миескогиеске. Первым и древнейшим выселением было, по-види- мому, то, которое дало начало биармцам. Что биармцы были народом финского происхождения, не подлежит ни малейшему сомнению, это подтверждается тем, что они называли своих богов финскими именами, сходствовали в обычаях, в образе жизни и в национальных чертах с древ­ ними финнами и, наконец, для всех иностранцев были скридфиннами (skridfinni), т.е. финнами, скользящими по снежному покрову. Некоторые авторы и самих финнов на­ зывали биармцами. Впрочем, само имя Биармия, как ука­ зывает Иоанн Бурей, происходит от исковерканного фин­ ского слова varama, т.е. горная область, биармцы были про­ званы так вследствие того, что были оттеснены на север в гористую местность. Как было только что сказано, соседние народы чаще называли их скридфиннами (Skridfinni или Skriidfinni), зная, что они широко пользуются деревянными лыжами для бега по замерзшим снегам, что у шведов и их бли­ жайших соседей передается словами attskriida (на лыжах). Поэтому они называли этот народ непонятным им терми­ ном скридфинны, а не биармцы, т.к. это название, будучи финского происхождения, не было им известно. Вслед­ ствие общности происхождения финны и биармцы в древ­ ности находились под властью одних и тех же правите­ лей. Так, например, в эпоху короля Гольтера (Holteri Regis) Финляндией и Биармией правил некий Кузон (Cuso), как сообщает Саксон Грамматик. Какова была причина этого выселения, нам, однако, не ясно. Можно лишь предположить, что оно было выз­ вано страхом перед шведами, начавшими наступление на финнов еще в царствование короля Агна (Agni Regis). В летописи исландца Стурлесона так описаны события той эпохи: "Король Агн отправился в поход на Финляндию и сразился с их королем Фросте (Froste), которого со всеми подвластными ему полчищами одолел в битве и, опусто­ шив страну, вывез из нее богатейшую добычу". Перейдем теперь ко второму переселению, которое я отношу к той эпохе, когда русские с оружием в руках по­ корили все восточные области вплоть до Ладожского озе­ ра. Нет сомнения, что именно тогда часть финнов, устра­ шенная необычайной жестокостью, которая всегда отли­ чала русских, покинула родные места и выселилась на север, в Лапландию. Это предположение кажется мне осо­ бенно правдоподобным, потому что лопари известны у русских еще под именем кайянов (Kajenni), о чем я уже говорил выше, а это можно себе объяснить лишь тем, что, по их сведениям, лопари вышли из области Кайяне. Эти сведения русские могли почерпнуть только из своего собственного опыта, т.к., вообще говоря, они (рус­ ские) настолько несведущи в истории не только других народов, но даже и в своей собственной, что о всех мало- мальски древних событиях, происходящих в их стране, не имеют ни малейшего понятия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz