Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а VI. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛОПАРСКОГО НАРОДА 27 Ренго скрылись в Тавистском лесу и оттуда переселились на побережья Эстерботнии, где находились Нерпис и Му- стасара, бывшие тогда еще никем не обитаемыми. Там, свободные от тягот и поборов, которые они терпели на родине, финны стали жить спокойно и счастливо, добы вая много добычи, которую они ежегодно стали прода вать своим прежним сородичам. Вследствие этого они сильно разбогатели, стали носить роскошное платье, изыс канно питаться, обзавелись сокровищами и украшения ми всякого рода, чтобы доказать сородичам, как счастли во и хорошо они зажили. Видя все это, их прежние земляки тавасты, движи мые завистью, избрали некоего Матвея Курка своим пред водителем, громадной массой вторглись в области, заня тые переселенцами, и принялись разорять их и грабить до тех пор, пока те не вынуждены были бежать из своих поселений на реки Торнео и Кими. Узнав, однако, через несколько лет, что беглецы недурно устроились в этой но вой области, они снова напали на них и гнали их так бес человечно, что тем пришлось, бросив стада и захватив лишь сети, удалиться в те суровые и дикие пустыни, ко торые они сейчас населяют". Прочитав это, всякий поймет, что этот рассказ создан в недавнее время, не говоря уже о фамилии Курк, которая отнюдь не древняя и не встречалась никогда среди ста ринной знати, само имя Матвей (Matthias) могло появиться только после введения в Финляндии христианства. Иначе откуда могло взяться такое имя. Оно не встречается нигде среди языческих имен, которых мы знаем множество, ни у древних историков, ни в каких-либо памятниках. Допустить же, что лопари так поздно проникли в те земли, где мы их сейчас встречаем, совершенно невоз можно. По рассказу выходит, что до их прихода эти земли были совершенно необитаемы, а нам известно, что еще в дохристианские времена там жили биармы и скридфин- ны, из которых последние, как видно из самого их имени, были выходцами из Финляндии. Эти финны жили на Севере уже во времена нор вежского короля Гаральда Красивого, или Гарфагара, и сына его - Эрика Блодоксе, т.е. задолго до введения христианства. О походе этого последнего упоминает в своей "Исто рии" Стурлесон: "После того поплыл Эрик Блодоксе на север к Финмаркену и далее в Биармию, где сражался с биармцами, одержал над ними победу и взял бога тую добычу". Если он отплыл по морю из Норвегии к северу и при был в Финмаркен, то значит, что в ту эпоху Финмаркен, как и сейчас, находился к северу от Норвегии, на морс ком побережье, словом, это была та же самая область, ко торая и теперь носит это название. Так как и тогда она уже была населена, и притом именно финнами, как показывает ее название, то напрасно думать, что она была впервые заселена лишь лапландцами, выгнанными Мат веем Курком из Южной Ботнии. Очевидно, не это изгна ние послужило причиной того, что они стали называться лопарями (Lappi - изгои), ведь уже во времена Саксона Грамматика они назывались так, доказать же мне, что поход Матвея Курка относится к более ранней эпохе, я думаю, никому не удастся. Менее всего убедительны для меня те письменные документы, в которых будто бы упоминается имя Курка, так как в те времена не могло быть и речи о каких бы то ни было записях таких событий. Поэтому следует искать иное начало этого переселения и другие причины изгнания ло парей, давшие им это имя, обозначающее отщепенцев, изгоев. Я думаю, что выселение финнов в Лапландию про изошло не за один раз, а в несколько приемов. Это, между прочим, доказывается и тем, что в предании сохранилось не одно имя вождя, а несколько, как, например, Тине Когре и Миескогиеске. Первым и древнейшим выселением было, по-види- мому, то, которое дало начало биармцам. Что биармцы были народом финского происхождения, не подлежит ни малейшему сомнению, это подтверждается тем, что они называли своих богов финскими именами, сходствовали в обычаях, в образе жизни и в национальных чертах с древ ними финнами и, наконец, для всех иностранцев были скридфиннами (skridfinni), т.е. финнами, скользящими по снежному покрову. Некоторые авторы и самих финнов на зывали биармцами. Впрочем, само имя Биармия, как ука зывает Иоанн Бурей, происходит от исковерканного фин ского слова varama, т.е. горная область, биармцы были про званы так вследствие того, что были оттеснены на север в гористую местность. Как было только что сказано, соседние народы чаще называли их скридфиннами (Skridfinni или Skriidfinni), зная, что они широко пользуются деревянными лыжами для бега по замерзшим снегам, что у шведов и их бли жайших соседей передается словами attskriida (на лыжах). Поэтому они называли этот народ непонятным им терми ном скридфинны, а не биармцы, т.к. это название, будучи финского происхождения, не было им известно. Вслед ствие общности происхождения финны и биармцы в древ ности находились под властью одних и тех же правите лей. Так, например, в эпоху короля Гольтера (Holteri Regis) Финляндией и Биармией правил некий Кузон (Cuso), как сообщает Саксон Грамматик. Какова была причина этого выселения, нам, однако, не ясно. Можно лишь предположить, что оно было выз вано страхом перед шведами, начавшими наступление на финнов еще в царствование короля Агна (Agni Regis). В летописи исландца Стурлесона так описаны события той эпохи: "Король Агн отправился в поход на Финляндию и сразился с их королем Фросте (Froste), которого со всеми подвластными ему полчищами одолел в битве и, опусто шив страну, вывез из нее богатейшую добычу". Перейдем теперь ко второму переселению, которое я отношу к той эпохе, когда русские с оружием в руках по корили все восточные области вплоть до Ладожского озе ра. Нет сомнения, что именно тогда часть финнов, устра шенная необычайной жестокостью, которая всегда отли чала русских, покинула родные места и выселилась на север, в Лапландию. Это предположение кажется мне осо бенно правдоподобным, потому что лопари известны у русских еще под именем кайянов (Kajenni), о чем я уже говорил выше, а это можно себе объяснить лишь тем, что, по их сведениям, лопари вышли из области Кайяне. Эти сведения русские могли почерпнуть только из своего собственного опыта, т.к., вообще говоря, они (рус ские) настолько несведущи в истории не только других народов, но даже и в своей собственной, что о всех мало- мальски древних событиях, происходящих в их стране, не имеют ни малейшего понятия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz