Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а VI. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛОПАРСКОГО НАРОДА 25 Прибавлю к этому, что описание финнов, сделанное в древности Тацитом, вполне может быть отнесено к совре менным нам лопарям: "У них нет ни оружия, ни коней, ни домашних богов (пенатов), пищей им служат травы, одеж дой - звериные шкуры, ложем - земля. Всю надежду свою возлагают на стрелы, наконечники которых за неимением железа делают из костей. Охотой занимаются и мужчины и женщины. Для детей единственной защитой от диких зверей и дождя являются какие-нибудь дупла деревьев или сень вет вей. Туда же приходят юноши, тут же находят приют и старцы. Они считают себя счастливее тех, которые вздыхают над плугом, ус тают при постройке домов, мучаются страхом за свое имущество и жаждою чужого добра. Не боясь ни несправед ливости людей, ни гнева богов, они достигли того, что более всего трудно: им ничего не нужно желать" ("Герма ния", гл. 46). Почти теми же словами, как и со временных нам лопарей, описывает финнов и Саксон Грамматик: "Финны, самый крайний из живущих на Севере народов, занимают области, почти не пригодные для житья и обработки. Они пользуются с необычайным искусством метательным оружием, дротиками и стрелами, с необычайной ревностью занимаются колдовством, средства к жизни добывают охотой, ведя кочевой образ жизни, не имеют постоянных жи лищ, а переходят с места на место вслед за дикими зверями, передвигаются на санях по снежной равнине, разбивая на ней свои остроконечные жилища". В этом описании древних финнов мы ви дим почти точное воспроизведение об раза жизни современных лопарей, так что после этого почти не остается со мнений в тождестве их происхождения. Сверх того, надо заметить, что дат чане и норвежцы и поныне называют финнами живущих на севере Норвегии лопарей, почему, например, и в "Опи сании Норвегии" Петра Клауда загла вие 28-й главы, повествующей о нор вежских лопарях, читается так: О т Finneme, т.е. о финнах. Этих "финнов" он делит далее на Siofinnar, т.е. примор ских финнов и Lappefinner - лаппофиннов, или лопарей. Там же встречаются у него следующие слова: "На горных хребтах, отделяющих Швецию от Норвегии, живут лап- пофинны (Lappofinnones), почему эта часть страны назы вается Лаппмаркен (Lappemarkia)". Не ясно ли, что эти "лаппофинны" суть не кто иные, как лопари, названные так лишь потому, что они происходят от финнов. Нечто подобное можно вывести и из принятого у рус ских названия этого народа. Дело в том, что кроме обыч ного у русских названия "лопари" (Lappi), или дикие ло пари, они пользуются еще иногда термином "кайены" (Kajienni), а всю Лапландию зовут "Кайенскою землею" (Kajenschajasemla). Смысл этого названия станет ясен, когда мы вспомним, что Кайене есть часть так называемой Ве ликой Финляндии. Вексионий в своем "Описании Швеции" пишет: "Великое княжество Финляндское включает в себе меньшие княжества, или области, - Феннингию, Тавастию, обе части Карелии и Кайяну (Cajania)". Из этого видно, что и русские причисляют лопарей к финнам. Но, может быть, кто-нибудь возразит нам: "Как могут лопари происходить от финнов, когда они (лопари) трусливы и не воинственны, а финны известны своей храбростью и военными доблес тями, кроме того, лопари худы и малокровны, а финны, наоборот, крепки и часто даже тол сты?" Однако, я думаю, это возраже ние легко опровергнуть. Разве не известно нам, что род и количество пищи могут значительно изменить вне шний вид тела. В образе жизни финнов многое может способствовать разви тию полноты, лопари не лишены всего этого. Поэтому я считаю это возраже ние неудачным. Не большее значение имеет и ука зание на воинственность финнов. По- видимому, они вовсе не отличались этим качеством в те древние времена, когда часть их отделилась для колони зации Лапландии. Недаром же Тацит называет их безоружными: "У них нет ни оружия, ни коней". Этим он как бы хочет сказать, что ведение войн не свойственно им. Да и теперь они вов се не так уж воинственны, как думают. Во время рекрутских наборов, как подтверждается ежедневным на блюдением и даже официальными ак тами, они скрываются и всяческими способами стараются уклониться от военной службы. Поэтому, я думаю они оказываются хорошими солдата ми не столько благодаря природной склонности к военному делу и врож денной воинственности,сколько пу тем упражнения, обучения и дисцип лины, которой они подчиняются дей ствительно образцово. В природных же склонностях меж ду ними и лопарями нет существенной разницы. В конце концов, следует отметить, что даже сами лопари, мнение которых в данном случае заслуживает полного доверия, считают себя выходцами из Финляндии. Из поколения в поколе ние передается у них до наших дней это предание, под тверждаемое еще и тем, что в нем сохранились даже име на вождей, под предводительством которых совершился этот исход. Мы находим упоминание об этом у Олафа Пе терсона Ниурения: "Сами лопари производят себя от не кого Миескогиеске (Mieschogiesehe). На вопросы мои, кто он был и откуда появился, они могли лишь ответить, что из преданий отцов и дедов они ничего иного не знают об этом, кроме того, что некогда он переселился в эту об ласть из Финляндии".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz