Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а VI. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛОПАРСКОГО НАРОДА 25 Прибавлю к этому, что описание финнов, сделанное в древности Тацитом, вполне может быть отнесено к совре­ менным нам лопарям: "У них нет ни оружия, ни коней, ни домашних богов (пенатов), пищей им служат травы, одеж­ дой - звериные шкуры, ложем - земля. Всю надежду свою возлагают на стрелы, наконечники которых за неимением железа делают из костей. Охотой занимаются и мужчины и женщины. Для детей единственной защитой от диких зверей и дождя являются какие-нибудь дупла деревьев или сень вет­ вей. Туда же приходят юноши, тут же находят приют и старцы. Они считают себя счастливее тех, которые вздыхают над плугом, ус­ тают при постройке домов, мучаются страхом за свое имущество и жаждою чужого добра. Не боясь ни несправед­ ливости людей, ни гнева богов, они достигли того, что более всего трудно: им ничего не нужно желать" ("Герма­ ния", гл. 46). Почти теми же словами, как и со­ временных нам лопарей, описывает финнов и Саксон Грамматик: "Финны, самый крайний из живущих на Севере народов, занимают области, почти не­ пригодные для житья и обработки. Они пользуются с необычайным искусством метательным оружием, дротиками и стрелами, с необычайной ревностью занимаются колдовством, средства к жизни добывают охотой, ведя кочевой образ жизни, не имеют постоянных жи­ лищ, а переходят с места на место вслед за дикими зверями, передвигаются на санях по снежной равнине, разбивая на ней свои остроконечные жилища". В этом описании древних финнов мы ви­ дим почти точное воспроизведение об­ раза жизни современных лопарей, так что после этого почти не остается со­ мнений в тождестве их происхождения. Сверх того, надо заметить, что дат­ чане и норвежцы и поныне называют финнами живущих на севере Норвегии лопарей, почему, например, и в "Опи­ сании Норвегии" Петра Клауда загла­ вие 28-й главы, повествующей о нор­ вежских лопарях, читается так: О т Finneme, т.е. о финнах. Этих "финнов" он делит далее на Siofinnar, т.е. примор­ ских финнов и Lappefinner - лаппофиннов, или лопарей. Там же встречаются у него следующие слова: "На горных хребтах, отделяющих Швецию от Норвегии, живут лап- пофинны (Lappofinnones), почему эта часть страны назы­ вается Лаппмаркен (Lappemarkia)". Не ясно ли, что эти "лаппофинны" суть не кто иные, как лопари, названные так лишь потому, что они происходят от финнов. Нечто подобное можно вывести и из принятого у рус­ ских названия этого народа. Дело в том, что кроме обыч­ ного у русских названия "лопари" (Lappi), или дикие ло­ пари, они пользуются еще иногда термином "кайены" (Kajienni), а всю Лапландию зовут "Кайенскою землею" (Kajenschajasemla). Смысл этого названия станет ясен, когда мы вспомним, что Кайене есть часть так называемой Ве­ ликой Финляндии. Вексионий в своем "Описании Швеции" пишет: "Великое княжество Финляндское включает в себе меньшие княжества, или области, - Феннингию, Тавастию, обе части Карелии и Кайяну (Cajania)". Из этого видно, что и русские причисляют лопарей к финнам. Но, может быть, кто-нибудь возразит нам: "Как могут лопари происходить от финнов, когда они (лопари) трусливы и не воинственны, а финны известны своей храбростью и военными доблес­ тями, кроме того, лопари худы и малокровны, а финны, наоборот, крепки и часто даже тол­ сты?" Однако, я думаю, это возраже­ ние легко опровергнуть. Разве не­ известно нам, что род и количество пищи могут значительно изменить вне­ шний вид тела. В образе жизни финнов многое может способствовать разви­ тию полноты, лопари не лишены всего этого. Поэтому я считаю это возраже­ ние неудачным. Не большее значение имеет и ука­ зание на воинственность финнов. По- видимому, они вовсе не отличались этим качеством в те древние времена, когда часть их отделилась для колони­ зации Лапландии. Недаром же Тацит называет их безоружными: "У них нет ни оружия, ни коней". Этим он как бы хочет сказать, что ведение войн не свойственно им. Да и теперь они вов­ се не так уж воинственны, как думают. Во время рекрутских наборов, как подтверждается ежедневным на­ блюдением и даже официальными ак­ тами, они скрываются и всяческими способами стараются уклониться от военной службы. Поэтому, я думаю они оказываются хорошими солдата­ ми не столько благодаря природной склонности к военному делу и врож­ денной воинственности,сколько пу­ тем упражнения, обучения и дисцип­ лины, которой они подчиняются дей­ ствительно образцово. В природных же склонностях меж­ ду ними и лопарями нет существенной разницы. В конце концов, следует отметить, что даже сами лопари, мнение которых в данном случае заслуживает полного доверия, считают себя выходцами из Финляндии. Из поколения в поколе­ ние передается у них до наших дней это предание, под­ тверждаемое еще и тем, что в нем сохранились даже име­ на вождей, под предводительством которых совершился этот исход. Мы находим упоминание об этом у Олафа Пе­ терсона Ниурения: "Сами лопари производят себя от не­ кого Миескогиеске (Mieschogiesehe). На вопросы мои, кто он был и откуда появился, они могли лишь ответить, что из преданий отцов и дедов они ничего иного не знают об этом, кроме того, что некогда он переселился в эту об­ ласть из Финляндии".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz