Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а VI О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛОПАРСКОГО НАРОДА ткуда взялся лопарскии народ и в силу каких причин поселился в тех областях, которые он в настоящее время занимает, мы не зна ем и не находим ответа на эти вопросы и в исторических сочинениях. Предположить, что лопа ри произошли от шведов, совершенно невозможно, т.к. нет ничего общего между теми и другими ни в строе нии тела, ни в характере, ни в языке, ни в верованиях, ни в обычаях. Всякий, кто хоть раз видел лопаря, не сможет усомниться в том, что они принадлежат к ка кому-то совсем иному племени. Точно так же нельзя предположить, что они произошли от русских, или московитов, т.к. с ними у лопарей не больше сходства, чем со шведами. Русские в большинстве случаев от личаются высоким ростом, лопари же приземисты и малы, русские крепкого телосложения и часто полны, лопари же худощавы и мелки, волосы у русских гус тые, бороды окладистые, у лопарей - короткие и ред кие, наконец, цвет лица у русских чаще румяный и здо ровый, у лопарей же буроватый и землистый. Что ка сается языка лопарей, то в нем нет ни малейшего сход ства с русским. Иоанн Торней энергично подчеркивает различие меж ду этими двумя народами. "Лопари не могут происходить от русских, - говорит он. - Русский строит себе дом, об рабатывает землю, имеет коров и лошадей, ничего этого нет у лопаря, этим он не занимается и не заботится об этом. Кроме того, между языками этих двух народов нет ничего общего". Из всех соседних народов, которым мож но приписать родство с лопарями, остаются еще норвеж цы и финны. Что касается норвежцев, то к ним можно отнести все сказанное уже о шведах в виду общности их происхождения. Таким образом, остается лишь единствен ная возможность предположить, что лопари происходят от финнов. Такого же взгляда держался и Вексионий. "Лопари, по-видимому, являются отпрысками финнов", - говорит он в своем "Описании Швеции" и несколько далее: "Ло парский народ вышел, вероятно, из Финляндии, где один приход даже до сих пор называется Лаппио (Lappio). Эта последняя ссылка на будто бы существующий там при ход, предполагаемую прародину лопарей, кажется мне лишенной серьезных оснований. Что же касается выска занного им мнения о родстве лопарей с финнами, то оно представляется весьма вероятным и разделяется большин ством ученых. В числе этих последних следует особенно упомянуть Германа Конринга, который высказывается по этому вопросу следующим образом: "Лопари по всей ве роятности пришли в Северную Европу из Азии, т.к., по- видимому, они одного происхождения с финнами и само едами". Мне кажется, что это мнение может быть подтверж дено рядом доказательств. Начнем хотя бы с того, что сами лопари называют себя Sabmi или Same, финны же, как известно и как указывал уже Вексионий, называют себя Suomi. Очевидно, что между этими словами почти нет раз ницы и отличие сводится лишь к существованию двух диалектов. Далее, у обоих народов сохранилось предание об об щем родоначальнике, которого и те и другие называют Юми (Jumi). "Из рода в род, - говорит Иоанн Торней, - передается у них древнее предание о прародителе всего народа по имени Юми". То же самое он рассказывает о финнах: "В старину финны считали своим родоначаль ником некого Юмо". Эти предания, сохранившиеся в на роде с древнейших времен, как нельзя лучше подтверж дают мысль об общем происхождении этих двух народов. Еще более доказывает это язык, который хотя и не совсем одинаков у обоих народов, но в смысле основных форм и корней представляет полное тождество. Так, например, Бог по-фински - Jumala, по-лопарски - Jubmal, огонь по- фински - tuli, по-лопарски - tolle, гора у одних - wuori, у других - warra и т. п. Дальнейшие доказательства родства этих народов можно почерпнуть из наблюдения над их наружностью и обычаями. Финны, подобно лопарям, приземисты, чер новолосы, с широкими скуластыми лицами. Отдельные мелкие различия легко объясняются разницей климати ческих и бытовых условий и ничуть не противоречат мне нию об общности происхождения. Даже одежда финнов немногим отличается от костюмов лопарей. Для примера я помещаю здесь изображение финна древних времен в том виде, в каком он изображен на стене Сторекирской церкви в Эстерботнии, где запечатлена сцена убийства епископа Генриха язычниками - финнами. Если сравни вать его костюм с одеждой лопарей, которая подробно будет описана мною в главе 17-й, то будет ясно, что меж ду ними почти нет никакой разницы. Наконец, самый характер представителей обоих на родностей имеет большое сходство. Финны, подобно ло парям, как говорит Вексионий, более трудолюбивы вне дома и за пределами своей земли, в домашней же обста новке любят предаваться безделию. Как уже было указа но, лопари также принимаются за работу лишь под дав лением крайней необходимости. Финны, по словам Век- сиония, упрямы и упорны, точно таковы же и лопари, в особенности, когда что-нибудь возбуждает их подозри тельность или жажду мести. Финны суеверны и склонны к колдовству, про лопарей это можно повторить в еще большей степени. Поэтому-то Олаф Магнус говорит сра зу о двух этих народах: "Северные страны, Финляндия и Лапландия, некогда так погрязли в языческих суевериях и колдовстве, как будто самим персом Зороастром были наставлены в этой дьявольской науке".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz