Живая Арктика. 2008, №1.
Глава V. О ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛОПАРЕЙ 23 Примеры такой распущенности мы видим также сре ди тех немногочисленных лопарей, которые, оставив ро дину ради школьных занятий, не только не подавляли своей чувственности, но, видимо, даже не считали ее по роком. Конечно, не везде дело обстоит одинаково в силу ли различия климатических или бытовых условий. Так, например, относительно торнеоских лопарей и Иоанн Торней высказывается в весьма благожелательном смыс ле: "Распутство и тайные половые связи редко встреча ются в их среде, так что иногда проходят годы без того, чтобы приносили крестить незаконнорожденных детей". Против этого, конечно, можно возразить, что нет ничего удивительного в том, что потомство от этих связей бы вает малочисленным у народа, не отличающегося вооб ще плодовитостью. Покончив с отрицательными качествами лопарско го народа, остановимся и на по ложительных его чертах. Прежде всего повторим то, что уже было сказано выше о соблюдении ими святости брачного союза. Об этом говорит Вексионий , п оч ер пнувший, по-видимому, свои све дения у Бурея, подлинные слова которого таковы: "Нарушения супружеской верности редко встречаются у лопарей. Брак счи тается священным и соблюдается ими нерушимо." Иоанн Торней подтверждает это: "Святость бра ка охраняют ревностно, как и дру гие христианские народы". Также и Дамиан Гоен: "Они ревностно охраняют св ятость и н ер у шимость брачных уз". Еще один очень важный факт, что среди лопарей почти неизвестны кражи. Каждый спокой но владеет своей собственностью. "Кражи, - говорит Бу рей, - очень редки среди лопарей, о них почти никогда не приходится слышать". Это подтверждает и Вексионий, и Торней, и Олаф Магнус. "Не только у лопарей, - говорит по этому поводу Бурей, - но даже и у купцов, ведущих с ними торговлю и перевозящих какие-нибудь товары, вош ло в обычай спокойно оставлять их, прикрыв чем-нибудь для защиты от снега, и отправляться куда-нибудь далеко, даже надолго, нисколько не сомневаясь в том, что никто не тронет вещей до их возвращения". Так обстоит это дело у этих людей, не имеющих ни городов, ни домов. Этот обычай стал для них необходимо стью. Разумеется, если бы кражи в их среде были дозволе ны, то, не имея ни запоров, ни замкнутых помещений, они не смогли бы поручиться за целостность своих вещей и жизнь стала бы для них совершенно невыносимой. К числу хороших качеств лопарей следует отнести их гостеприимство по отношению к странникам и беднякам, которым они охотно дают пристанище и которых часто кор мят у себя довольно долгое время. "Лопари охотно прини мают бедных, - пишет Торней, - и кормят их иногда целый год, иногда менее, смотря по состоянию, и по истечению этого срока на своих оленях отвозят к соседям". Самуил Реен останавливается на этом еще подробнее: "Некоторые из них так милосердны и полны участия по отношению к обедневшим сородичам, что в случае если какой-нибудь разорившийся лопарь, лишившийся своих оле ней, приходи т к более богатому и просит у него одного или двух или даже двадцать оленей для какой-нибудь работы, он редко получает отказ". Добавлю еще, что лопари гостеприимны и к приез жим чужестранцам, также охотно предлагают ему ноч лег в своем доме, гіищу, какая у них есть, и любые свои услуги. "Чужестранцев и путешественников, - отмечает Иоанн Торней, - лопари встречают гостеприимно, пре доставляя им кров и пищу, - словом, все, чем сами в данный момент располагают". В описаниях мореплавателей, посещавших северные побережья, можно найти немало примеров того, как радушно и ласково принимали лопари потерпевших кораблекрушение, блуждающих по их стране путеше ственников. Об этом качестве лопарей есть упомина ние и у Скалигера (Ехегс. 213): "Известно, что лопари не причи няют зла тем, кому оказывают гостеприимство". Все вышеупомянутые каче ства должны почитаться похваль ными добродетелями лопарей. В остальном, по сравнению с дру гими северными народами, ло пари все же представляются наи менее культурными и цивилизо ванными. Уже Павел Иовий на звал их "первобытным народом", так же и Вексионий в своем "Опи сании Швеции". Но несмотря на некую "не культурность", лопари любят чи стоту и часто моют водою лицо и руки. "Хотя они и живут в дымных шалашах,- говорит о них Самуил Реен, - но, несмотря на эго, соблюдают чис тоту, ежедневно тщательно умываясь водой, моют лицо и руки". А вот Иоанн Торней говорит прямо противопо ложное: "Многие лопари болеют чесоткой, т.к. редко умы ваются, волосы же на голове никогда не причесывают". Но это опять-таки относится лишь к торнеоским лопа рям, среди которых он жил, что же касается других, то ничего подобного сказать о них нельзя. Нельзя отказать лопарям и в умственных способно стях, находящих применение в их повседневной жизни. Это особенно бросается в глаза, если учесть, что всю свою домашнюю утварь и орудия они изготовляют для себя сами, сами шьют себе одежду, делают обувь, изго товляют деревянные сосуды, орудия всякого рода, как для кочевья, так и для охоты, рыболовства и прочих про мыслов. Некоторые из этих изделий не только хороши и полезны, но даже художественны, как будет видно из дальнейшего. Кое-что они выделывают не только для себя, но и по заказам других людей. "Лодки, сети, всякую домашнюю утварь превосходно мастерят, - говорит о них Циглер, - и вывозят в соседние области". Иоанн Торней говорит еще, что лопари отличаются прекрасной памятью и здравым смыслом. Впрочем, все эти качества лопарей выступают яснее при описании отдель ных сторон их быта в тех главах, где мы подробнее остановимся на их промыслах, изделиях и т.п.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz