Живая Арктика. 2008, №1.
22 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ ших рассудок". Лопари также большие мастера обманы вать и проводить своих ближних, что происходит по той же основной причине, ибо еще Аристотель доказал, что хитрость, лукавство и тайные происки не уживаются с му жественным и смелым духом. Иоанн Торней так пишет об этих свойствах лопарей: "Они любят обманывать и утаивать истину..." и дальше: "Во всех своих делах они хитры и лукавы, в торговле охотно прибегают к мошенничеству". Так же аттестует их и Саму ил Реен: "Лопари хитры в делах, осторожны и веролом ны", а Дамиан Гоен говорит: "В сделках лопари очень лов ки и хитроумны". Впрочем, по-видимому, они не всегда были таковы. Павел Иовий утверждает о них совершенно противоположное: "С незнакомыми им людьми они искрен ни и честны". В таком же духе отзывается о них и Олаф Магнус: "Этот народ живет без всякой хитрости, заботясь лишь о том, чтобы избежать нужды. Погоня за наживой им совсем неиз вестна, и в сделках они не умеют об манывать". Может быть, с тех пор, будучи обмануты другими, из боязни по пасться они сами стали хитрить и обманывать. Это свойство часто встречается у боязливых и подозри тельных людей, научившись од нажды опасаться чего-нибудь, они уже все силы прилагают к тому, что бы в другой раз избежать этого. Дело в том, что они не только хитры, но и злорадно хитры. Са муил Реен сообщает, что, обманув кого-нибудь, они потом долго насме хаются и издеваются над обману тым, радуясь своей победе. Им, видимо, доставляет удо вольствие сознавать, что хотя они и ниже других во мно гих отношениях, но иногда в свою очередь могут торже ствовать победу. Вероятно, такую же утеху дает им и зло словие по чужому адресу, которым они охотно занимают ся. Самуил Реен говорит: "Злословие процветает у них, чуть соберутся вместе два или три лопаря и тотчас начинают злословить на чей-нибудь счет, перетолковывая на все лады его поступки". Особенно любят осуждать и бранить чуж дые им народы. Впрочем, это не удивительно, нет, кажет ся, страны, и Лапландия тут не является исключением, ко торая бы не считала себя лучшей и первейшей в мире, пре восходящей все прочие мудростью или доблестью. К вышеупомянутым качествам лопарей надо прибавить еще ненасытную жадность, происходящую опять же из страха перед бедностью, темные стороны которой им очень хорошо известны, т.к. часто им приходится испытывать нужду в самом необходимом. Иоанн Торней так и замеча ет, что "от природы присуща им безграничная жадность". Наконец, леность и нерадивость также являются отли чительным свойством лопарей. Опять же причиной их, мне кажется, можно признать недостаток жизненной энергии, происходящей от недостаточного и дурного питания, вслед ствие чего они берутся за работу с большой неохотой. Олаф Петерсон обращает внимание на то, что хотя не которые местности Лапландии и могли бы возделываться, но из-за лености жителей вся страна остается девственной и дикой, покрытой нетронутыми лесами. "Любовь к безде лью, - говорит он, - отвращает их от земледелия и правиль ного скотоводства, они даже не помышляют об обработке тех плодородных участков страны, которые попадаются ме стами и, проводя жизнь в гнусной лени, предпочитают тер петь нужду и лишения, чем регулярно трудиться". Даже к добыванию пищи, т.е. к ловле и охоте, и ее при готовлению, поскольку это связано с затратой труда, они приступают нехотя и только под давлением крайней необ ходимости. Этим, на мой взгляд, объясняется их грубое и непочтительное обращение с престарелыми родителями и вообще с немощными стариками и больными. Они отно сятся к ним не только с презрением и умышленной невни мательностью, но даже и с ненавистью отчасти потому, что предпочитают завладеть сразу же наследством, если его можно получить не дожидаясь их смерти, отчасти и пото му, что считают несносным и скучным заботиться о про питании бесполезных людей, кото рые им в тягость. Так, по крайней мере, они сами объясняли мне свое поведение во время моих бесед с ними. А вот Иоанн Торней, долгое время живший среди лопарей, ука зывает на совершенно обратное: "Родителей они чтят надлежащим образом и даже с приближением старости избавляют их от всяких работ и обязанностей и до самой смерти окружают величайшей за ботливостью, кормят, поят и дают им пристанище". Эти наблюдения были сделаны им среди торнеос- ких лопарей, и, я думаю, такое по ведение может быть скорее объяс нено хорошим влиянием, чем природными их качествами, потому что я сам наблюдал как раз обратное у других их сородичей. Остается отметить еще сладострастие, о котором Са муил Реен говорит следующее: "Лопари имеют склонность и к другим порокам, но в особенности сильную страсть к чувственным наслаждениям". В данном случае он расхо дится с мнением Вексиония, который утверждает, что пре любодеев и развратников лопари ненавидят и сурово кара ют за их пороки. Я согласен с тем, что высказано последним автором относительно прелюбодеяний, и в дальнейшем постараюсь доказать правильность его слов свидетельством других авторов, но не считаю возможным отказать в достовернос ти и взгляду, высказанному Самуилом Рееном, человеком, долго жившим среди этого народа и живущим там до на стоящего времени, тем более, что и Герберштейн в своем "Описании Московии" подтверждает слова Реена, говоря: "Хотя лопари и терпят нужду в соли, хлебе и других необ ходимейших для пропитания предметах, но тем не менее со страстью предаются чувственным наслаждениям". К этому следует прибавить повсеместную и невероят ную жажду лопарей во что бы то ни стало иметь потом ство, затем совместную жизнь всей семьи без различия пола и возраста, мужчин и женщин, стариков, юношей и деву шек в одном и том же тесном жилище, где все спят вповал ку и валяются вместе днем и ночью, из чего возникает ты сяча возможностей предаться сладострастию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz