Живая Арктика. 2008, №1.
Глава V. О ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛОПАРЕЙ 21 ный отряд лапландцев, помогавших ему своими чарами одерживать победы над неприятелем. Неудивительно, что тем, кто потерпел от него столько поражений, пришлось выдумать эту глупую басню для того, чтобы хоть чем-нибудь, кроме своей слабости, объяснить блестящие победы, одержанные над ними. Если бы в са мом деле источником их были чары лопарей, как усиленно пытались эти люди уверить несведущих и легковерных, то неужто враги наши постеснялись бы войти в соглашение хотя бы с самим дьяволом и двинуть все адские силы про тив нас с большой готовностью, чем претерпеть те ужас ные поражения, которые им были нанесены. Еще раз повторяю, это - нелепейшая ложь, находяща яся в противоречии не только со всеми архивными доку ментами и записями, из которых видно, какое количество, каких войск, из каких областей, под предводительством ка ких полководцев имел при себе Густав Адольф во время похода, но даже с самой природой лопарского народа, пи тающего отвращение к войне и не имеющего ничего об щего с военным делом. К этому следует еще прибавить, что они почти не спо собны жить вне пределов своей страны и, покинув ее, бо леют, гаснут, не будучи в состоянии приспособиться к бо лее мягкому климату и нашей пище, богатой солью, хле бом, всяким печеным и вареным, столь отличной от вяле ной рыбы и сырого мяса. Все это было неоднократно подтверждено повседнев ным опытом даже в нашей стране, в которую никто из ло парей не желает переселиться, каких бы благ ему не сули ли, предпочитая жить у себя на родине, и если приходится ее покинуть, то очень скоро умирает. Тем более это отно сится к другим странам, еще сильнее отличающимся от Лапландии и местоположением и климатом. Пример этого рода мы находим у Олафа Магнуса: "Од*- нажды светлейший правитель Швеции Стен Стуре отпра вил в дар голштинскому герцогу Фридриху шесть север ных оленей, приставив к ним для присмотра чету лапланд,- цев, мужа и жену. Но люди и животные, перенесенные из привычных им условий и климата, лишенные возможнос ти вести тот образ жизни, к которому они привыкли, захи рели и умерли". Правда, против моего утверждения о невоинственнос- ти лопарей мне могут возразить, приведя слова Циглера: "Этот народ очень силен и долго сохранял свою независи мость, выдерживая натиск шведов и норвежцев", что по вторил и Скалигер (Ехегс. 213), говоря о лапландцах как "о народе, упорно сопротивляющемся своим врагам". Как буд то и у Петра Клауда есть указание на то, что "этот народ некогда был независим и не мог быть покорен норвежским королем Гаральдом Красивым, подчинившим своей влас ти все другие области" и что управлялась Лапландия в те времена неким королем Мотле. Однако эта цитата из Петра Клауда, собственно, еще ничего не доказывает. По всей вероятности, он почерпнул свои сведения о древних временах из истории Снорре, ко торый много говорит о Мотле и о его магическом искусст ве, но ничего не упоминает о его воинской доблести, как видно из копенгагенского издания этой летописи, выпу щенного в свет в 1633 г. Очевидно, и Циглер имел в виду тот же источник, т.к. других, относящихся к этой области, мы не знаем. В его (Циглера) время лопари уже были под чинены Швеции. Мы можем еще обратиться к описанию войн, ведшихся в Биармии, считая биармийцев и лопарей одним и тем же народом. Описание их мы находим уже у Саксона Грамма тика, но и в них мы не встретим указаний на особую воин ственность и доблесть этого народа, скорее обратное. Я приведу это место из сочинения Саксона Граммати ка: "Биармцы, сменив силу оружия чарами, дикими песня ми, ударили в свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил проливной дождь". Из этого вовсе не видно, что народ этот долго сохранял свою независимость, которая давала бы право причислить его к воинственным народам. Все, что сказано здесь о биармцах, с еще большим ос нованием может быть отнесено к лопарям, и утверждать противное мог бы лишь тот, кто счел бы возможным от вергнуть опыт стольких веков и извратить самую природу лопарского народа. Кроме робости и трусости, присущей лопарям, они отличаются еще крайней подозрительностью. Это понят но: люди, осознающие свою слабость, готовы видеть опас ность и козни всюду и поэтому с недоверием относятся ко всему окружающему. Об этом говорят Вексионий Гюль- денстольне ("Описание Швеции") и Павел Иовий: "Лапландцы до крайности дики и подозрительны". Из этой чрезмерной подозрительности проистекает другое их свойство, а именно наклонность к действию ис подтишка. Таким способом они стараются избавиться от грозящей, как им кажется, опасности путем нанесения вреда или уничтожения того, кто это воображаемое зло против них замышляет. Отсюда их тайные искусства и скрытные махинации, связанные с колдовством и чарами, которые они напуска ют друг на друга по самому незначительному поводу. "Часто случается, - говорит Петр Клауд, - что между ними возникают ссоры, во время которых каждый старает ся обойти другого". За этими словами у него следует уди вительный рассказ о том, как один лопарь, долго и тщетно пытаясь повредить своему сопернику, владеющему таки ми же волшебными чарами, как и он сам, наконец, однаж ды сбросил на него громадную скалу, под которой тот ус нул, оторвав ее от горы силою чародейского искусства. Самуил Реен говорит о них: "Часть лопарей чрезвы чайно склонна к тайным убийствам, которые и соверша ются ими нередко с большой ловкостью". Вероятно, и Петр Клауд это имел в виду, говоря: "Они вспыльчивы и злопа мятны, как будто унаследовали медвежью природу". Под медвежьей природой он подразумевает не смелость и дер зость, а предательскую хитрость и упорство в желании от мстить за нанесенную обиду. Это именно эти качества наблюдал у них и Иоанн Тор- ней, в особенности же у женщин. Я приведу его собствен ные слова по этому поводу: "Лопарские женщины, особен но преклонного возраста, терпеть не могут всяких пере мен, передвижений и потрясений. Но если кто-нибудь рас сердит их грубыми ли словами, ткнет ли в них пальцем или станет передразнивать их слова и жесты, они внезапно приходят в такую ярость, что исступленно кидаются на обидчика, рвут его за волосы, бьют чем попало и, не стес няясь даже присутствия кого-нибудь, пользующегося все общим уважением, в бешенстве своем обнажают то, что самой природой предназначено быть скрытым, производя впечатление одержимых безумием, совершенно потеряв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz