Живая Арктика. 2008, №1.
О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ ЛОПАРЕЙ Г л а в а XXVIII акончив изложение особенностей верований и быта самих жителей Лапландии, перейдем теперь к описанию животного и растительно го мира страны, а также ее природы. Прежде всего, остановимся на домашних животных, из которых одни не представляют ничего особенного, т.к. встречаются и в прочих странах, другие же не водятся нигде, кроме Лапландии. В свою очередь, в Лапландии вовсе нет лошадей, коров, овец и коз. Лошади совершен но бесполезны в этой стране, и поэтому лопари никогда не пользуются ими. Что же касается остального перечис ленного нами крупного и мелкого рогатого скота, то ко ров, овец и коз лопари покупают иногда в Норвегии, но держат их при себе только летом, пользуясь их молоком, а на зиму режут ради их мяса и шерсти. К характерным для Лапландии животным, и притом не встречающимся где-либо вне ее пределов, следует от нести в первую очередь северных оленей (rangiferi). Пей- цер называл их буйволами (tarandus) по совершенно непо нятной мне причине. В своем сочинении "De dirinationuni generibus" (О разных видах гаданий) он говорит следую щее: "Они (лопари) не обрабатывают полей и не разводят никаких домашних животных, кроме буйволов (tarandus), которыми пользуются в качестве вьючного животного, в особенности зимой, когда вся страна покрывается толстым снежным покровом, а реки и озера сковываются льдом". Но, конечно, всякий, кто задумал бы сравнить опи санного Плинием буйвола с северным оленем, убедился бы, что между ними нет ничего общего. Буйвол, как изве стно, величиной с быка с гораздо более крупной головой, чем северный олень, и покрыт при этом довольно длин ной шерстью разнообразных оттенков, напоминающей медвежью. Ничего подобного мы не видим в северном олене. Кто первым дал ему современное его название (rengifer) недостаточно ясно. Это был не Герберштейн, не Циглер и не Дамиан Гоен, т.к. все они называют оле ней в своих сочинениях словами "rhen", "reon", "rengi". Вернее всего, что оно исходит от Олафа Магнуса, т.к. он приводит и кое-какое объяснение этому названию: "Се верные олени (rangiferi), названы так по двоякой причи не: во-первых, потому, что имеют на голове пару рогов, напоминающих ветви (rami) деревьев, во-вторых, от сло ва "locha" или "rancha", которым обозначается ярмо, на деваемое им на шею для прикрепления к нему в зимнее время саней". Это объяснение нельзя, однако, признать удовлетворительным. Если бы название оленей происхо дило действительно от их ветвистых рогов, то их называ ли бы ramiferi (ramus - ветвь, fero - несу), т.е. ramiferi - ветвеносцы, тогда как речь идет о слове "rangiferi". То же самое можно сказать и относительно ярма (rancha), тем более, что мы старались доказать выше, ограничиваясь при этом лишь описанием мягкой и широкой петлей. Вернее всего, пожалуй, предположить, что латинское название северного оленя rangifer, произошло от шведс кого слова rengi, rangi, употребляющегося наравне с бо лее употребительным rheen для обозначения этого живот ного. Слово rangi или raengi нелопарского происхожде ния, как ошибочно думают некоторые авторы, т.к. олень по-лопарски называется "Herki" или "Puatze". Все прочие объяснения так же неудовлетворительны и фантастичны, как и Магнусово. Как бы то ни было, но первое, хотя и беглое, описание северного оленя принадлежит Павлу Диакону, называемо му также Варнефридом, жившему около 1270 г. от Р.Х., записавшему в своей "Истории Лангобардов" следующее по поводу скритофиннов: "У них часто встречается живот ное, близко напоминающее нашего Оленя (Ceriris - благо родный олень). Я видел одежду наподобие туники, доходя щей до колен, сшитую из его мохнатой шкуры, которую, как мне говорили, носят скритобины (Scritobini). Почти не возникает сомнения, что описанная Варнеф ридом одежда есть не что иное, как лопарская малица (mudd), сшитая из оленьей шкуры. А скритобины, которых он здесь говорит - предки нынешних лопарей, о чем мы уже упоминали неоднократно в предшествующих главах. Герберштейн, Олаф Магнус и Дамиан Гоен, говоря о северном олене (rangifer), называют его часто просто оле нем (ceruris), хотя между обыкновенным оленем и его се верным собратом есть и существенная разница. Север ный олень крупнее, что подтверждает и Олаф Магнус, го воря: "Это животное принадлежит к семейству оленей, но гораздо больше нашего". О том же говорит Джонстон, а также Герберштейн. Так как многие другие писатели отрицают этот факт, то нелишне будет заметить, что следует отличать высоту животного от общей массы его тела. Благородные олени действительно бывают иногда более высокого роста, бла годаря своему стройному сложению и длинным ногам, но в длину туловище северного оленя, а равно и величина его обыкновенно больше таковой благородного оленя. К числу важных отличий относится и то, что север ный олень, в противоположность благородному, имеет не двое, а трое рогов. "Кроме пары больших рогов, - конста тирует Олаф Магнус, - растущих на том же месте, что и у обыкновенного оленя, у северного оленя есть еще рога поменьше, с более короткой ветвистостью по середине головы надо лбом, так что вся голова его со всех сторон снабжена рогами, которыми он с успехом пользуется для защиты от диких зверей, главным образом волков". Многие не согласны и с этим, но, думается мне, толь ко потому, что превратно истолковывают слова Магнуса. На самом деле у северного оленя, конечно, нет какого-то отдельного третьего рога, торчащего изо лба, как изобра зил бестолковый иллюстратор, и Олаф имеет в виду со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz