Живая Арктика. 2008, №1.

112 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ да лопарь убеждается таким путем, что смерть его близка, все окружающие его, если они благочестивые и добрые люди, начинают увещевать умирающего, чтобы он памя­ товал о Христе и молился Богу. Если близкие умирающего лопаря недостаточно про­ никнуты христианским вероучением, то они оставляют его в покое и больше заботятся о том, чтобы приготовить все необходимое к посмертному пиру, т.е. тризне, к кото­ рой приступают, иногда даже не дождавшись его смерти. Возмутительный пример такого отношения к умирающе­ му сообщил мне тот же Стерух, причем следует заметить, что все это произошло в самое недавнее время. Подоб­ ные случаи доказывают, как нужна основанная Густавом Адольфом лопарская школа, имеющая целью распростра­ нить христианское просвещение, и вполне справедливы слова ее основателя, болеющего душой об отсутствии ду­ ховной помощи умирающим: "Больные, если они живут в отдаленных и малодоступных горных местностях, умира­ ют без всякого утешения, без приобщения Св. Тайн, без исповеди, напутствия и отпущения грехов". Злой дух на­ учает близких, пренебрегая всем этим насущно необходи­ мым для умирающего, дать волю низменным заботам о своем чреве и устройстве языческого пира. Когда человек умрет, остальные лопари покидают жи­ лище, в котором лежит покойник. Как мы уже говорили, по их поверьям, после смерти человека от него остается нечто невидимое, подобное тому, что древние римляне называли манами, и это нечто чаще бывает враждебно жи­ вым людям, окружающим умершего, и может даже при­ чинить им вред. Поэтому лопари боятся мертвецов и в тот же день покидают место, где умер кто-нибудь из их семьи. Труп умершего завертывают в полотняную одеж­ ду, если он был достаточно богат при жизни; в противном случае в старую шерстяную, причем покрывают его этим саваном с головой. Так поступают главным образом ло­ пари, соблюдающие христианские обычаи. Другие оде­ вают покойника в лучшее платье, которое он носил при жизни, и затем укладывают тело в гроб, который изготов­ ляется кем-нибудь по специальной просьбе ближайших родственников умершего. Человек этот получает от них медное кольцо и подвязывает его к правой руке на все время работы. "Перед тем как уложить в гроб усопшего, - пишет Самуил Реен, - его ближайшие родственники дают медное кольцо тому человеку, который делает гроб и укладывает в него покойника. Во время этой работы вы­ шеупомянутое кольцо должно быть привязано к его пра­ вой руке". По-видимому, это кольцо'служит амулетом, за­ щищающим его носителя от зла, которое грозит ему от ма- нов покойного. Поэтому он носит его до тех пор, пока тело не будет предано земле, т.к. с этого момента, по их пове­ рьям, маны становятся менее опасными. Все это чрезвы­ чайно похоже на древнейшие языческие суеверия греков и римлян. Гроб делается обыкновенно из выдолбленного де­ рева. Если лопарь умирает в таких местах, где совершен­ но нет деревьев, как, например, на голых вершинах Нор­ вежских гор, то вместо гроба пользуются легковыми са­ нями (achkia), в которые и укладывают тело покойника. В древнее время излюбленным местом погребения были леса. "До принятия христианства и даже в более по­ зднюю эпоху, - отмечает Торней, - лопари хоронили сво­ их покойников в лесах". Так же поступают и теперь, если поблизости нет христианской церкви. Иногда зарывают тело в землю вместе с санями на совершенно открытом месте, что делается главным образом в безлесных скали­ стых местностях. Иногда гроб или сани с телом покойно­ го со всех сторон заваливают в могиле стволами деревь­ ев, чтобы затруднить доступ к нему диким животным. Матвей Стерух писал мне также, что некоторые лопари труп погребают в пещере, заваливая вход в нее крупными камнями. Что касается сообщения Пейцера о том, что существу­ ет обычай закапывать покойника в землю под очагом, на­ ходящимся посередине жилища, с целью избегнуть таким путем преследований манов, то ни о чем подобном мне никогда не приходилось слышать. Насколько мне извест­ но, лопари всегда стараются унести тело как можно даль­ ше от своего дома. Привожу здесь соответствующее мес­ то из сочинений Пейцера: "Так как лопари больше всего боятся манов умерших родственников, то во избежание преследований с их стороны зарывают тело покойного в землю под самым очагом. По их поверьям, только этим способом и можно оградить себя от преследований и коз­ ней злых духов. Тени умерших при этом уже не появля­ ются среди живых и не пугают их, в противном же случае беспрестанно преследуют всех ранее живших с ним". Следует отметить еще одну любопытную подроб­ ность, которая особенно ревностно соблюдается лопаря­ ми, менее проникнутыми христианским духом: в гроб по­ койного они кладут топор и трут с огнивом. Они объ­ ясняют смысл этого обряда тем, что в момент воскресе­ ния из мертвых покойному может понадобиться свет в том непроглядном мраке, которым он будет окружен, топор же должен пригодиться им в поисках пути на небо, в осо­ бенности во время блужданий по дремучим лесам. Такое объяснение, разумеется, уже придумано ими в более по­ зднее время под некоторым давлением христианства, обы­ чай же этот, несомненно, гораздо более древний, восхо­ дит к седым временам глубокого язычества. У светлей­ шего королевского казначея Стена Биельке мне пришлось видеть точно такой же кремень с огнивом, вырытый из древнего надгробного кургана неподалеку от Упсалы. По- видимому, мысль о том, что духу умершего приходится долго странствовать во мраке, прежде чем он достигнет обители вечного блаженства, является обычным и весьма распространенным языческим верованием, и неудивитель­ но, что страх этой тьмы оказался особенно силен у наро­ да, живущего в стране, где ночной мрак особенно про­ должителен и непригляден. Что касается топора, то и это лишь осколок древнего обычая хоронить мертвеца со всем принадлежавшим ему оружием, топор же является неразлучным спутником ло­ паря на протяжении всей его жизни. Кроме того, совре­ менные лопари, по словам Олафа Петерсона, снабжают топорами покойников еще и потому, что представляют себе загробную жизнь прямым продолжением земной со всеми присущими ей занятиями: "Они тайком кладут в могилу покойного огниво, лук и стрелы, думая, что когда он воскреснет, то сразу будет нуждаться в этих предметах для продолжения того же образа жизни, который он вел на земле". Так поступают лопари, живущие вдали от хри­ стианских церквей и еще недостаточно проникнутые ис­ тинным просвещением. Остальные хоронят своих умер­ ших на церковных кладбищах, на чем усиленно настаи­ вают работающие среди них священники. Некоторые из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz