Живая Арктика. 2008, №1.
112 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ да лопарь убеждается таким путем, что смерть его близка, все окружающие его, если они благочестивые и добрые люди, начинают увещевать умирающего, чтобы он памя товал о Христе и молился Богу. Если близкие умирающего лопаря недостаточно про никнуты христианским вероучением, то они оставляют его в покое и больше заботятся о том, чтобы приготовить все необходимое к посмертному пиру, т.е. тризне, к кото рой приступают, иногда даже не дождавшись его смерти. Возмутительный пример такого отношения к умирающе му сообщил мне тот же Стерух, причем следует заметить, что все это произошло в самое недавнее время. Подоб ные случаи доказывают, как нужна основанная Густавом Адольфом лопарская школа, имеющая целью распростра нить христианское просвещение, и вполне справедливы слова ее основателя, болеющего душой об отсутствии ду ховной помощи умирающим: "Больные, если они живут в отдаленных и малодоступных горных местностях, умира ют без всякого утешения, без приобщения Св. Тайн, без исповеди, напутствия и отпущения грехов". Злой дух на учает близких, пренебрегая всем этим насущно необходи мым для умирающего, дать волю низменным заботам о своем чреве и устройстве языческого пира. Когда человек умрет, остальные лопари покидают жи лище, в котором лежит покойник. Как мы уже говорили, по их поверьям, после смерти человека от него остается нечто невидимое, подобное тому, что древние римляне называли манами, и это нечто чаще бывает враждебно жи вым людям, окружающим умершего, и может даже при чинить им вред. Поэтому лопари боятся мертвецов и в тот же день покидают место, где умер кто-нибудь из их семьи. Труп умершего завертывают в полотняную одеж ду, если он был достаточно богат при жизни; в противном случае в старую шерстяную, причем покрывают его этим саваном с головой. Так поступают главным образом ло пари, соблюдающие христианские обычаи. Другие оде вают покойника в лучшее платье, которое он носил при жизни, и затем укладывают тело в гроб, который изготов ляется кем-нибудь по специальной просьбе ближайших родственников умершего. Человек этот получает от них медное кольцо и подвязывает его к правой руке на все время работы. "Перед тем как уложить в гроб усопшего, - пишет Самуил Реен, - его ближайшие родственники дают медное кольцо тому человеку, который делает гроб и укладывает в него покойника. Во время этой работы вы шеупомянутое кольцо должно быть привязано к его пра вой руке". По-видимому, это кольцо'служит амулетом, за щищающим его носителя от зла, которое грозит ему от ма- нов покойного. Поэтому он носит его до тех пор, пока тело не будет предано земле, т.к. с этого момента, по их пове рьям, маны становятся менее опасными. Все это чрезвы чайно похоже на древнейшие языческие суеверия греков и римлян. Гроб делается обыкновенно из выдолбленного де рева. Если лопарь умирает в таких местах, где совершен но нет деревьев, как, например, на голых вершинах Нор вежских гор, то вместо гроба пользуются легковыми са нями (achkia), в которые и укладывают тело покойника. В древнее время излюбленным местом погребения были леса. "До принятия христианства и даже в более по зднюю эпоху, - отмечает Торней, - лопари хоронили сво их покойников в лесах". Так же поступают и теперь, если поблизости нет христианской церкви. Иногда зарывают тело в землю вместе с санями на совершенно открытом месте, что делается главным образом в безлесных скали стых местностях. Иногда гроб или сани с телом покойно го со всех сторон заваливают в могиле стволами деревь ев, чтобы затруднить доступ к нему диким животным. Матвей Стерух писал мне также, что некоторые лопари труп погребают в пещере, заваливая вход в нее крупными камнями. Что касается сообщения Пейцера о том, что существу ет обычай закапывать покойника в землю под очагом, на ходящимся посередине жилища, с целью избегнуть таким путем преследований манов, то ни о чем подобном мне никогда не приходилось слышать. Насколько мне извест но, лопари всегда стараются унести тело как можно даль ше от своего дома. Привожу здесь соответствующее мес то из сочинений Пейцера: "Так как лопари больше всего боятся манов умерших родственников, то во избежание преследований с их стороны зарывают тело покойного в землю под самым очагом. По их поверьям, только этим способом и можно оградить себя от преследований и коз ней злых духов. Тени умерших при этом уже не появля ются среди живых и не пугают их, в противном же случае беспрестанно преследуют всех ранее живших с ним". Следует отметить еще одну любопытную подроб ность, которая особенно ревностно соблюдается лопаря ми, менее проникнутыми христианским духом: в гроб по койного они кладут топор и трут с огнивом. Они объ ясняют смысл этого обряда тем, что в момент воскресе ния из мертвых покойному может понадобиться свет в том непроглядном мраке, которым он будет окружен, топор же должен пригодиться им в поисках пути на небо, в осо бенности во время блужданий по дремучим лесам. Такое объяснение, разумеется, уже придумано ими в более по зднее время под некоторым давлением христианства, обы чай же этот, несомненно, гораздо более древний, восхо дит к седым временам глубокого язычества. У светлей шего королевского казначея Стена Биельке мне пришлось видеть точно такой же кремень с огнивом, вырытый из древнего надгробного кургана неподалеку от Упсалы. По- видимому, мысль о том, что духу умершего приходится долго странствовать во мраке, прежде чем он достигнет обители вечного блаженства, является обычным и весьма распространенным языческим верованием, и неудивитель но, что страх этой тьмы оказался особенно силен у наро да, живущего в стране, где ночной мрак особенно про должителен и непригляден. Что касается топора, то и это лишь осколок древнего обычая хоронить мертвеца со всем принадлежавшим ему оружием, топор же является неразлучным спутником ло паря на протяжении всей его жизни. Кроме того, совре менные лопари, по словам Олафа Петерсона, снабжают топорами покойников еще и потому, что представляют себе загробную жизнь прямым продолжением земной со всеми присущими ей занятиями: "Они тайком кладут в могилу покойного огниво, лук и стрелы, думая, что когда он воскреснет, то сразу будет нуждаться в этих предметах для продолжения того же образа жизни, который он вел на земле". Так поступают лопари, живущие вдали от хри стианских церквей и еще недостаточно проникнутые ис тинным просвещением. Остальные хоронят своих умер ших на церковных кладбищах, на чем усиленно настаи вают работающие среди них священники. Некоторые из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz