Живая Арктика. 2008, №1.
110 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ накрывают его с боков и сверху мягкой шерстью оленьих телят. Мох для люльки красноватого цвета, мягкий и не жный, обильно растет по всей Лапландии. Летом его со бирают, высушивают и сменяют всякий раз, когда выни мают ребенка из люльки. По-видимому, именно эти люльки и имел в виду Олаф Магнус, называя их ошибочно коробами или корзинами, в которых лопари носят за спиной маленьких детей. Ло парки, действительно, и теперь делают это, прикрепляя вышеописанную люльку с запеленатым в ней ребенком за спиною таким образом, чтобы изголовье было несколь ко выше, чем противоположный конец ее. В обычное время ребенка не носят в люльке, а подве шивают ее на веревке к потолку дома и укачивают в ней ребенка, чтобы он легче заснул. Лопари любят забавлять своих детей всякими иг рушками. К люльке от они подвешивают металличес кие колечки, звон которых развлекает детей. Кроме этих колец люльку снабжают иногда еще и игрушечными предметами, цель которых внушить ребенку любовь к его будущим занятиям. Так, мальчикам кладут игрушечный лук, стрелы или оленьи рога в знак того, что в будущем он должен стать ловким и смелым охотником; девочкам - крылышки, лапки и клюв очень распространенной в Лапландии бе лоснежной куропатки, известной у шведов под назва нием Smoeriipa. Это должно быть символом чистоты, ловкости и подвижности, которой должна в будущем отличаться девочка. Когда дети немного подрастут, их начинают обучать всяким полезным навыкам, отцы - мальчиков, матери - девочек. Других учителей, кроме самих родителей, у лопарских детей не бывает. "Лопари не обучаются ни чему у специальных учителей, - пишет Самуил Реен, - все свои знанья и навыки они получают от родителей, которые заботятся о том, чтобы их дети основательно научились делать все то, что необходимо для жизни в их родной стране". Мальчики усиленно упражняются в стрельбе в цель и метании копья, т.к. главным средством к существованию у лопарей служит охота. Для того чтобы заставить мальчи ков с большим рвением упражняться в этом искусстве, ло пари насаживают на длинный шест березовую щепку, ко торая служит целью при стрельбе из лука, и не дают им есть, пока они не попадут в нее. "Лопарские мальчики, - пишет Реен, - ежедневно упражняются в стрельбе в цель из лука и не получают пищи, пока не попадут в нее". Бла годаря таким длительным упражнениям из них вырабаты ваются впоследствии отличные стрелки. Еще Олаф Магнус восхваляет меткость лопарей, рас сказывая о виденных им собственными глазами образчи ках их искусства. Он говорит, что лопари попадали в мо нету на таком большом расстоянии, что ее едва было вид но. "Мальчиков в особенности лопари обучают, - подчер кивает он, - как держать, натягивать лук и пускать из него стрелы. Чтобы приохотить их к этим упражнениям, они выдают им в награду за меткость блестящие пояса и но вые луки, от которых те приходят в восторг. Таким путем из них выходят поразительно меткие стрелки, попадаю щие в маленькую монету на громадном расстоянии, в чем я мог убедиться собственными глазами, будучи в их стра не в 1518 году". Кроме того, Олаф сообщает, что и девоч ки иногда упражняются в стрельбе из лука, и даже дает соответствующий рисунок, но все, что известно нам об устранении женщин от занятий охотой, заставляет нас усомниться в этом. Во всяком случае, в наше время ни девочки, ни жен щины этим не занимаются. "Лопарские девочки обуча ются шитью обуви, рукавиц, малиц и оленьей сбруи, - пишет Самуил Реен". Таковы девичьи и женские занятия у лопарей; как видим, к ним не относится стрельба из лука. Обучая своих детей необходимым для жизни навы кам, лопари и в другом отношении стараются обеспечить их будущее. Так, мы уже говорили, что девочкам сразу после рождения и крещения они дарят оленью самку, при плод которой также становится их собственностью. "Когда у лопаря родится девочка, - сообщает И. Торней, - сразу после крещения родители дарят ей оленью телушку, на ушах которой вырезают тотемный знак девочки в доказа тельство того, что это ее собственность". Здесь следует обратить внимание на этот характер ный прием, которым метят оленей, чтобы не возникало споров о их настоящем владельце. Следующего оленя дарят девочке, когда у нее проре жется первый зуб. "Среди прочих лопарских обычаев, - пишет Самуил Реен, - заслуживает упоминания один, за ключающийся в том, что, когда у детей их прорезываются зубы, им дарят оленью телушку. При этом дарит ее тот, кто первым заметил зуб во рту ребенка, будь то отец или мать или кто-нибудь из родственников. Такого оленя на зывают "Pannikeis", что значит - олень зуба". Иоанн Тор ней говорит, что это должна сделать женщина, первая обнаружившая зуб. Смысл этого обычая заключается, вероятно, в том, что с прорезыванием зубов дети уже нуждаются в более су щественной пище, а главною пищею лопарей является оленина. Как уже было сказано выше, весь приплод от пода ренного оленя также становится собственностью девоч ки. По словам Самуила Реена, вскоре после этого родите ли дарят ребенку еще и третьего оленя, называемого ло парями "Waddom",T.e. дарственным оленем: "Вскоре пос ле этого родители дарят сыну или дочери вторую самку оленя, которая называется у них "Waddom", т.е. подарен ная. Весь приплод от этих оленей принадлежит ребенку, точно так же в случае, если он будет зарезан и продан или обменен, полученные за него деньги, серебро, медь, одеж да и т.п. обращаются в пользу ребенка". Самуил Реен, по-видимому, несколько обсчитался, т.к. говоря "вскоре после этого ("зубного оленя"), он должен называть своего оленя не вторым, а третьим. Хотя воз можно, что торнеоские лопари дарят вышеупомянутого оленя вслед за тем, который был подарен при крещении, и он оказывается вторым, а другие лопари - после второ го оленя, подаренного при прорезывании зубов, и тогда он будет третьим. Так представляются нам главнейшие заботы лопарей о своем потомстве; в случае смерти родителей забота о малолетних детях, как и в других странах, возлагается на опекунов, избираемых обыкновенно из числа ближайших родственников. "В случае смерти родителей, - пишет И. Торней, - опекунов, по обычаю всех прочих народов, вы бирают из числа ближайших родственников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz