Живая Арктика. 2008, №1.

110 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ накрывают его с боков и сверху мягкой шерстью оленьих телят. Мох для люльки красноватого цвета, мягкий и не­ жный, обильно растет по всей Лапландии. Летом его со­ бирают, высушивают и сменяют всякий раз, когда выни­ мают ребенка из люльки. По-видимому, именно эти люльки и имел в виду Олаф Магнус, называя их ошибочно коробами или корзинами, в которых лопари носят за спиной маленьких детей. Ло­ парки, действительно, и теперь делают это, прикрепляя вышеописанную люльку с запеленатым в ней ребенком за спиною таким образом, чтобы изголовье было несколь­ ко выше, чем противоположный конец ее. В обычное время ребенка не носят в люльке, а подве­ шивают ее на веревке к потолку дома и укачивают в ней ребенка, чтобы он легче заснул. Лопари любят забавлять своих детей всякими иг­ рушками. К люльке от они подвешивают металличес­ кие колечки, звон которых развлекает детей. Кроме этих колец люльку снабжают иногда еще и игрушечными предметами, цель которых внушить ребенку любовь к его будущим занятиям. Так, мальчикам кладут игрушечный лук, стрелы или оленьи рога в знак того, что в будущем он должен стать ловким и смелым охотником; девочкам - крылышки, лапки и клюв очень распространенной в Лапландии бе­ лоснежной куропатки, известной у шведов под назва­ нием Smoeriipa. Это должно быть символом чистоты, ловкости и подвижности, которой должна в будущем отличаться девочка. Когда дети немного подрастут, их начинают обучать всяким полезным навыкам, отцы - мальчиков, матери - девочек. Других учителей, кроме самих родителей, у лопарских детей не бывает. "Лопари не обучаются ни­ чему у специальных учителей, - пишет Самуил Реен, - все свои знанья и навыки они получают от родителей, которые заботятся о том, чтобы их дети основательно научились делать все то, что необходимо для жизни в их родной стране". Мальчики усиленно упражняются в стрельбе в цель и метании копья, т.к. главным средством к существованию у лопарей служит охота. Для того чтобы заставить мальчи­ ков с большим рвением упражняться в этом искусстве, ло­ пари насаживают на длинный шест березовую щепку, ко­ торая служит целью при стрельбе из лука, и не дают им есть, пока они не попадут в нее. "Лопарские мальчики, - пишет Реен, - ежедневно упражняются в стрельбе в цель из лука и не получают пищи, пока не попадут в нее". Бла­ годаря таким длительным упражнениям из них вырабаты­ ваются впоследствии отличные стрелки. Еще Олаф Магнус восхваляет меткость лопарей, рас­ сказывая о виденных им собственными глазами образчи­ ках их искусства. Он говорит, что лопари попадали в мо­ нету на таком большом расстоянии, что ее едва было вид­ но. "Мальчиков в особенности лопари обучают, - подчер­ кивает он, - как держать, натягивать лук и пускать из него стрелы. Чтобы приохотить их к этим упражнениям, они выдают им в награду за меткость блестящие пояса и но­ вые луки, от которых те приходят в восторг. Таким путем из них выходят поразительно меткие стрелки, попадаю­ щие в маленькую монету на громадном расстоянии, в чем я мог убедиться собственными глазами, будучи в их стра­ не в 1518 году". Кроме того, Олаф сообщает, что и девоч­ ки иногда упражняются в стрельбе из лука, и даже дает соответствующий рисунок, но все, что известно нам об устранении женщин от занятий охотой, заставляет нас усомниться в этом. Во всяком случае, в наше время ни девочки, ни жен­ щины этим не занимаются. "Лопарские девочки обуча­ ются шитью обуви, рукавиц, малиц и оленьей сбруи, - пишет Самуил Реен". Таковы девичьи и женские занятия у лопарей; как видим, к ним не относится стрельба из лука. Обучая своих детей необходимым для жизни навы­ кам, лопари и в другом отношении стараются обеспечить их будущее. Так, мы уже говорили, что девочкам сразу после рождения и крещения они дарят оленью самку, при­ плод которой также становится их собственностью. "Когда у лопаря родится девочка, - сообщает И. Торней, - сразу после крещения родители дарят ей оленью телушку, на ушах которой вырезают тотемный знак девочки в доказа­ тельство того, что это ее собственность". Здесь следует обратить внимание на этот характер­ ный прием, которым метят оленей, чтобы не возникало споров о их настоящем владельце. Следующего оленя дарят девочке, когда у нее проре­ жется первый зуб. "Среди прочих лопарских обычаев, - пишет Самуил Реен, - заслуживает упоминания один, за­ ключающийся в том, что, когда у детей их прорезываются зубы, им дарят оленью телушку. При этом дарит ее тот, кто первым заметил зуб во рту ребенка, будь то отец или мать или кто-нибудь из родственников. Такого оленя на­ зывают "Pannikeis", что значит - олень зуба". Иоанн Тор­ ней говорит, что это должна сделать женщина, первая обнаружившая зуб. Смысл этого обычая заключается, вероятно, в том, что с прорезыванием зубов дети уже нуждаются в более су­ щественной пище, а главною пищею лопарей является оленина. Как уже было сказано выше, весь приплод от пода­ ренного оленя также становится собственностью девоч­ ки. По словам Самуила Реена, вскоре после этого родите­ ли дарят ребенку еще и третьего оленя, называемого ло­ парями "Waddom",T.e. дарственным оленем: "Вскоре пос­ ле этого родители дарят сыну или дочери вторую самку оленя, которая называется у них "Waddom", т.е. подарен­ ная. Весь приплод от этих оленей принадлежит ребенку, точно так же в случае, если он будет зарезан и продан или обменен, полученные за него деньги, серебро, медь, одеж­ да и т.п. обращаются в пользу ребенка". Самуил Реен, по-видимому, несколько обсчитался, т.к. говоря "вскоре после этого ("зубного оленя"), он должен называть своего оленя не вторым, а третьим. Хотя воз­ можно, что торнеоские лопари дарят вышеупомянутого оленя вслед за тем, который был подарен при крещении, и он оказывается вторым, а другие лопари - после второ­ го оленя, подаренного при прорезывании зубов, и тогда он будет третьим. Так представляются нам главнейшие заботы лопарей о своем потомстве; в случае смерти родителей забота о малолетних детях, как и в других странах, возлагается на опекунов, избираемых обыкновенно из числа ближайших родственников. "В случае смерти родителей, - пишет И. Торней, - опекунов, по обычаю всех прочих народов, вы­ бирают из числа ближайших родственников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz