Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а XXVI. О РОДАХ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 109 начнет дышать, погружают в теплую воду. При этом, об­ мывая тельце ребенка, стараются не поливать головы, ко­ торую не моют до тех пор, пока он не будет окрещен свя­ щенником. "Согревают воду в котле, - пишет Самуил Реен, - и погружают в него стоймя младенца по самую шейку. Голову стараются не мочить до тех пор, пока он не будет окрещен священником". После этого, по словам Бурея, новорожденного младенца вместо полотняных пеленок за­ кутывают в мягкую заячью шерсть. Разрешившаяся от родов женщина до тех пор, пока совсем не оправится, лежит в шалаше на определенном месте, а именно около входа, несколько влево от него, т.к. там ее меньше беспокоят остальные члены семьи. Впро­ чем, я склонен дать этому еще и другое объяснение: мес­ то у входа отводится женщинам потому, что в послеродо­ вом периоде она считается у лопарей нечистой. Лопарки очень быстро оправляются после родов и тотчас хлопочут о том, чтобы окрестить ребенка. С того времени, когда христианство глубже внедрилось в со­ знание народа, лопари прилагают все усилия к тому, чтобы возможно скорее сделать это. В старину дело об­ стояло несколько иначе, и нередко крестить приходи­ лось вполне взрослых детей, т.к. крещение оттягива­ лось лопарями с года на год. В рескрипте Густава Адольфа, относящемся к 1634 году, дается такая характеристика состоянию этого воп­ роса в Лапландии: "Таинство крещения совершается не чаще, чем в указанное выше время. (Зимой это бывало дважды: на Новый год и в Благовещение, т.к. в эти дни в определенных местах произносились священниками проповеди и совершались требы.) Поэтому, если мла­ денцы доживают до этого момента, то их удается окре­ стить, если же нет - умирают некрещеными. Многие из детей, приступающих к таинству св. крещения, уже почти взрослые, т.к. родители их не заботятся должным образом, чтобы своевременно совершить над ними этот христианский обряд". В эпоху, предшествовавшую царствованию Густа­ ва Адольфа, положение было еще более тяжелым, и ло­ парям приходилось возить своих младенцев в ближай­ шие храмы шведских городов Ангерманландии и Бот- нии. В этом смысле следует понимать слова Олафа Маг­ нуса: "Один или два раза в год они посещают "крещен­ ские" церкви (Ecclesiae baptismales), куда приносят кре­ стить грудных младенцев, привязанных за спиной в бе­ рестовых коробах". В наше время не позже четырнадцатого дня с мо­ мента родов, если этому не препятствует какая-нибудь тяжкая болезнь, лопарки несут своих младенцев крес­ тить священнику, в чем можно усмотреть благодатное действие проповедей, произносимых уже не на чуждом, а на родном для лопарей языке, и того, что христианс­ кие церкви выстроены в самой Лапландии. "Лопари спешат как можно скорее окрестить своих младенцев, - пишет Самуил Реен. - Мать-лопарка, едва оправившись от родов, уже на восьмой или самое по­ зднее на четырнадцатый день спешит со своим младен­ цем к священнику, пробираясь через высочайшие горы, громадные озера, дремучие леса, не страшась долгого и трудного пути". Здесь следует обратить внимание на то, что обязан­ ность эта возлагается на женщину и выполняется ее доблестными усилиями. Лопарки крепки и выносливы, даже болея, при самых неблагоприятных условиях, они быстро поправляются. "Лопарские женщины, - пишет Реен, - от природы крепки и выносливы. Поэтому, не­ смотря на то, что во время болезни им приходится пи­ таться грубой и скудной пищей и пить одну воду, они быстро выздоравливают". Летом они прикрепляют младенца к седлу оленя, зимой кладут его с собой в сани. "Путешествуя летом, - отмечает Торней, - лопари навьючивают своих оле­ ней, прикрепляя им на спину и по бокам кладь и укла­ дывая туда же запеленатых младенцев". Ребенок, конечно, не прямо усаживается на оленя, а прикрепляется к седлу вместе со своей колыбелью (как показано на рисунке, помещенного в конце предыдщей главы. - Прим. ред.). Олаф Магнус, как видно из вышеприведенных его слов, помещает лопарских мла­ денцев в коробах или корзинах за спиной родителей; на рисунке, приложенном к его сочинению, и лопарь и лопарка несут своих детей за спиной, упакованных в такие приспособления. Кажется, что и тут Олаф Маг­ нус или его иллюстратор были введены в заблуждение, т.к. изображенные там корзины, ничего общего не име­ ют с обычными изделиями лопарей. При крещении лопари любят давать детям имена близких и уважаемых родственников, а иногда выбира­ ют и старинные языческие имена, как, например, Тор, Гуттарм, Финне, Пагге, от чего священники с трудом отговаривают их. К числу особенностей лопарей можно отнести и то, что они часто заменяют данное при крещении имя дру­ гим, которое им больше нравится, особенно же име­ нем какого-нибудь дорогого умершего родственника, чтобы таким образом сохранить память о нем в семье. Торней рассказывает, что часто такая перемена крест­ ного имени делается в случая тяжелой болезни ребен­ ка, особенно это касается мальчиков. Крестное имя при этом остается в виде прозвища. Как было уже сказано, лопарки благодаря своему креп­ кому здоровью быстро оправляются от родов настолько, что пускаются в дальний путь и принимаются за свои обычные занятия. Несмотря на то, что они при крещении ребенка побывали в церкви, мужья еще в течение 6 не­ дель продолжают считать жен нечистыми и воздержи­ ваются от половых сношений с ними. Своих новорожденных младенцев лопарки кормят грудью. Ни о каких кормилицах лопари даже понятия не имеют. Грудное кормление затягивается иногда очень дол­ го - до двух, трех, а временами даже до четырех лет. Если вследствие ли болезни или других причин мать лишена возможности сама кормить своего ребенка, то его вскар­ мливают на оленьем молоке, которое дается ему с ложеч­ ки, а не в рожке, как всюду, т.к., будучи более густым и жирным, оно не проходит через него. Кроме того, уже с самого раннего возраста матери при­ учают детей и к другой пище, так, например, младенцу дают сосать кусок вареной оленины. Грудных детей лопари кладут в люльку, сделанную из выдолбленного куска дерева, обтянутого кожей. В изго­ ловье делают ему полукруглую крышу из бересты. Люль­ ку наполняют особо собираемым для этой цели нежным и мягким мхом, укладывают в нее голенького ребенка и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz