Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а XXVI. О РОДАХ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 109 начнет дышать, погружают в теплую воду. При этом, об мывая тельце ребенка, стараются не поливать головы, ко торую не моют до тех пор, пока он не будет окрещен свя щенником. "Согревают воду в котле, - пишет Самуил Реен, - и погружают в него стоймя младенца по самую шейку. Голову стараются не мочить до тех пор, пока он не будет окрещен священником". После этого, по словам Бурея, новорожденного младенца вместо полотняных пеленок за кутывают в мягкую заячью шерсть. Разрешившаяся от родов женщина до тех пор, пока совсем не оправится, лежит в шалаше на определенном месте, а именно около входа, несколько влево от него, т.к. там ее меньше беспокоят остальные члены семьи. Впро чем, я склонен дать этому еще и другое объяснение: мес то у входа отводится женщинам потому, что в послеродо вом периоде она считается у лопарей нечистой. Лопарки очень быстро оправляются после родов и тотчас хлопочут о том, чтобы окрестить ребенка. С того времени, когда христианство глубже внедрилось в со знание народа, лопари прилагают все усилия к тому, чтобы возможно скорее сделать это. В старину дело об стояло несколько иначе, и нередко крестить приходи лось вполне взрослых детей, т.к. крещение оттягива лось лопарями с года на год. В рескрипте Густава Адольфа, относящемся к 1634 году, дается такая характеристика состоянию этого воп роса в Лапландии: "Таинство крещения совершается не чаще, чем в указанное выше время. (Зимой это бывало дважды: на Новый год и в Благовещение, т.к. в эти дни в определенных местах произносились священниками проповеди и совершались требы.) Поэтому, если мла денцы доживают до этого момента, то их удается окре стить, если же нет - умирают некрещеными. Многие из детей, приступающих к таинству св. крещения, уже почти взрослые, т.к. родители их не заботятся должным образом, чтобы своевременно совершить над ними этот христианский обряд". В эпоху, предшествовавшую царствованию Густа ва Адольфа, положение было еще более тяжелым, и ло парям приходилось возить своих младенцев в ближай шие храмы шведских городов Ангерманландии и Бот- нии. В этом смысле следует понимать слова Олафа Маг нуса: "Один или два раза в год они посещают "крещен ские" церкви (Ecclesiae baptismales), куда приносят кре стить грудных младенцев, привязанных за спиной в бе рестовых коробах". В наше время не позже четырнадцатого дня с мо мента родов, если этому не препятствует какая-нибудь тяжкая болезнь, лопарки несут своих младенцев крес тить священнику, в чем можно усмотреть благодатное действие проповедей, произносимых уже не на чуждом, а на родном для лопарей языке, и того, что христианс кие церкви выстроены в самой Лапландии. "Лопари спешат как можно скорее окрестить своих младенцев, - пишет Самуил Реен. - Мать-лопарка, едва оправившись от родов, уже на восьмой или самое по зднее на четырнадцатый день спешит со своим младен цем к священнику, пробираясь через высочайшие горы, громадные озера, дремучие леса, не страшась долгого и трудного пути". Здесь следует обратить внимание на то, что обязан ность эта возлагается на женщину и выполняется ее доблестными усилиями. Лопарки крепки и выносливы, даже болея, при самых неблагоприятных условиях, они быстро поправляются. "Лопарские женщины, - пишет Реен, - от природы крепки и выносливы. Поэтому, не смотря на то, что во время болезни им приходится пи таться грубой и скудной пищей и пить одну воду, они быстро выздоравливают". Летом они прикрепляют младенца к седлу оленя, зимой кладут его с собой в сани. "Путешествуя летом, - отмечает Торней, - лопари навьючивают своих оле ней, прикрепляя им на спину и по бокам кладь и укла дывая туда же запеленатых младенцев". Ребенок, конечно, не прямо усаживается на оленя, а прикрепляется к седлу вместе со своей колыбелью (как показано на рисунке, помещенного в конце предыдщей главы. - Прим. ред.). Олаф Магнус, как видно из вышеприведенных его слов, помещает лопарских мла денцев в коробах или корзинах за спиной родителей; на рисунке, приложенном к его сочинению, и лопарь и лопарка несут своих детей за спиной, упакованных в такие приспособления. Кажется, что и тут Олаф Маг нус или его иллюстратор были введены в заблуждение, т.к. изображенные там корзины, ничего общего не име ют с обычными изделиями лопарей. При крещении лопари любят давать детям имена близких и уважаемых родственников, а иногда выбира ют и старинные языческие имена, как, например, Тор, Гуттарм, Финне, Пагге, от чего священники с трудом отговаривают их. К числу особенностей лопарей можно отнести и то, что они часто заменяют данное при крещении имя дру гим, которое им больше нравится, особенно же име нем какого-нибудь дорогого умершего родственника, чтобы таким образом сохранить память о нем в семье. Торней рассказывает, что часто такая перемена крест ного имени делается в случая тяжелой болезни ребен ка, особенно это касается мальчиков. Крестное имя при этом остается в виде прозвища. Как было уже сказано, лопарки благодаря своему креп кому здоровью быстро оправляются от родов настолько, что пускаются в дальний путь и принимаются за свои обычные занятия. Несмотря на то, что они при крещении ребенка побывали в церкви, мужья еще в течение 6 не дель продолжают считать жен нечистыми и воздержи ваются от половых сношений с ними. Своих новорожденных младенцев лопарки кормят грудью. Ни о каких кормилицах лопари даже понятия не имеют. Грудное кормление затягивается иногда очень дол го - до двух, трех, а временами даже до четырех лет. Если вследствие ли болезни или других причин мать лишена возможности сама кормить своего ребенка, то его вскар мливают на оленьем молоке, которое дается ему с ложеч ки, а не в рожке, как всюду, т.к., будучи более густым и жирным, оно не проходит через него. Кроме того, уже с самого раннего возраста матери при учают детей и к другой пище, так, например, младенцу дают сосать кусок вареной оленины. Грудных детей лопари кладут в люльку, сделанную из выдолбленного куска дерева, обтянутого кожей. В изго ловье делают ему полукруглую крышу из бересты. Люль ку наполняют особо собираемым для этой цели нежным и мягким мхом, укладывают в нее голенького ребенка и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz