Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а XXVI О РОДАХ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ осле описания брачных обрядов естественно перейти к рождению и воспитанию детей. Сле­ дует заметить, что плодовитость в браке счи­ тается у лопарей величайшим счастьем и за­ ветной радостью. "Ни один народ, кажется, не жаждет с такой страстью плодовитости и умножения себя в потом­ стве, как лопари", - пишет о них Самуил Реен. Я думаю, что это происходит от повышенной склон­ ности их к половым наслаждениям, о чем я уже упоминал выше. Однако, несмотря на страстное желание иметь де­ тей, лопари редко отличаются сколько-нибудь значитель­ ной плодовитостью, среди них почти не встречаются се­ мьи, имеющие более восьми детей. "По большей части, однако, - продолжает Реен, - народ этот не отличается плодовитостью; семь, восемь детей представляют у них высший предел, в большин­ стве же случаев в семье лопаря бывает один, два или три ребенка". Может быть, этим обстоятельством объясняется и тот древний обычай, о котором упоминает Герберштейн, а именно представление своих жен гостям и чужестранцам: "Они охотно оставляют своих жен с приезжающими к ним купцами и другими иноземцами, а сами уходят на охоту. Если, возвратившись домой, они находят жену веселой и, видимо, довольной гостем, то одаривают его подарками, в противном же случае выгоняют его с позором". Впрочем, Олаф Магнус утверждает о лопарях совер­ шенно обратное: "Женщины и девушки этих стран отли­ чаются плодовитостью". По-видимому, того же взгляда придерживается и Торней: "В отношении плодовитости лопари походят на все другие северные народности, бла­ годаря чему род их быстро размножается." Однако, как мы уже неоднократно указывали, сведения Магнуса о ло­ парях бывают чрезвычайно неточны и малодостоверны. Что касается Торнея, то в своем утверждении он, ви­ димо, исходил из предвзятого мнения о быстром росте лопарского народа, считая первоначальное количество их предков-переселенцев очень незначительным, тогда как исторические факты совершенно не согласуются с его выводами. Известно, что при Карле IX был проведен земельный кадастр и произведена перепись всех самостоятельных ло­ парских семей, занимающих определенные участки. В настоящее же время некоторые участки оказались неза­ нятыми, т.к. число семей, по-видимому, не только не возросло, а скорее уменьшилось. То же доказывает и наблюдение за лопарями, блуж­ дающими кое-где по Швеции, среди которых никогда не встретишь многодетных. Самуил Реен видит причину та­ кой пониженной плодовитости в суровом климате Лап­ ландии, что я, со своей стороны, считаю вполне пра­ вильным. Он усматривает в этом обстоятельстве также и проявление гнева Божия, в силу которого население стра­ ны, хотя и пощаженное чумой и войнами, не только не увеличивается, а скорее идет к вырождению. По мнению Реена, лопари навлекли на себя гнев Божий своей упор­ ной приверженностью к языческому нечестию и всячес­ ким суевериям. Как во всех прочих делах, так и в отношении родов лопари неизменно любопытствуют о будущем и старают­ ся раскрыть его наперед суеверными гаданиями. Прежде всего их занимает вопрос о поле ожидаемого ребенка, поэтому тотчас по наступлении беременности они гада­ ют об этом по месяцу (они считают его прообразом бере­ менной). Если при взгляде на луну они замечают на небе звезду над нею, то думают, что это предвещает рождение мальчика, если видят звезду под нею, то ждут девочку. Я затрудняюсь объяснить, почему ими устанавлива­ ется эта странная связь между луной и беременной жен­ щиной. Быть может, потому, что, подобно беременной, вы­ нашивающей плод, луна пребывает в нови, а затем после­ довательно убывает, как женщина, уже разрешившаяся от бремени. Вернее, пожалуй, видеть в этом пережиток древних языческих верований, считавших у всех народов луну бо­ жеством, покровительствующим беременным и рожаю­ щим женщинам. Полузабытый и утраченный смысл этих далеких верований сохранился лишь в чисто внешнем упо­ доблении луны беременной женщине. Вторым вопросом, занимающим лопаря, на который также должно дать ответ гадание, является здоровье и про­ цветание ожидаемого ребенка. Луна и тут должна помочь разгадать его. Если какая-нибудь звезда, находящаяся на небе поблизости от луны, движется впереди нее, то это служит знаком здоровья, процветания и успеха в жизни будущего ребенка, если же она следует за нею, то ребенок будет болезненным, слабым и умрет вскоре после рожде­ ния на свет (Самуил Реен). Когда наступает время, женщина-лопарка рожает в жилище достаточно холодном, как можно судить из опи­ сания его устройства. "Если время родов, - говорит Тор­ ней, - приходится на зиму, то женщина принуждена ро­ жать в леденящем холоде". Хотя посередине шатра и го­ рит огонь, но он не может достаточно нагреть его, т.к. излучаемая им теплота ничтожна по сравнению с царя­ щим снаружи лютым морозом. Для подкрепления родильницы ее поят растопленным китовым жиром, доставляемым из Норвегии. "Тотчас пос­ ле родов, - пишет Торней, - женщина делает большой глоток растопленного китового жира, который лопари достают из Норвегии. Вкус его напоминает вкус тюлень­ его сала". Новорожденного младенца лопарки тотчас же обмы­ вают сперва холодной водой или снегом, и лишь когда он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz