Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а XXVI О РОДАХ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ осле описания брачных обрядов естественно перейти к рождению и воспитанию детей. Сле дует заметить, что плодовитость в браке счи тается у лопарей величайшим счастьем и за ветной радостью. "Ни один народ, кажется, не жаждет с такой страстью плодовитости и умножения себя в потом стве, как лопари", - пишет о них Самуил Реен. Я думаю, что это происходит от повышенной склон ности их к половым наслаждениям, о чем я уже упоминал выше. Однако, несмотря на страстное желание иметь де тей, лопари редко отличаются сколько-нибудь значитель ной плодовитостью, среди них почти не встречаются се мьи, имеющие более восьми детей. "По большей части, однако, - продолжает Реен, - народ этот не отличается плодовитостью; семь, восемь детей представляют у них высший предел, в большин стве же случаев в семье лопаря бывает один, два или три ребенка". Может быть, этим обстоятельством объясняется и тот древний обычай, о котором упоминает Герберштейн, а именно представление своих жен гостям и чужестранцам: "Они охотно оставляют своих жен с приезжающими к ним купцами и другими иноземцами, а сами уходят на охоту. Если, возвратившись домой, они находят жену веселой и, видимо, довольной гостем, то одаривают его подарками, в противном же случае выгоняют его с позором". Впрочем, Олаф Магнус утверждает о лопарях совер шенно обратное: "Женщины и девушки этих стран отли чаются плодовитостью". По-видимому, того же взгляда придерживается и Торней: "В отношении плодовитости лопари походят на все другие северные народности, бла годаря чему род их быстро размножается." Однако, как мы уже неоднократно указывали, сведения Магнуса о ло парях бывают чрезвычайно неточны и малодостоверны. Что касается Торнея, то в своем утверждении он, ви димо, исходил из предвзятого мнения о быстром росте лопарского народа, считая первоначальное количество их предков-переселенцев очень незначительным, тогда как исторические факты совершенно не согласуются с его выводами. Известно, что при Карле IX был проведен земельный кадастр и произведена перепись всех самостоятельных ло парских семей, занимающих определенные участки. В настоящее же время некоторые участки оказались неза нятыми, т.к. число семей, по-видимому, не только не возросло, а скорее уменьшилось. То же доказывает и наблюдение за лопарями, блуж дающими кое-где по Швеции, среди которых никогда не встретишь многодетных. Самуил Реен видит причину та кой пониженной плодовитости в суровом климате Лап ландии, что я, со своей стороны, считаю вполне пра вильным. Он усматривает в этом обстоятельстве также и проявление гнева Божия, в силу которого население стра ны, хотя и пощаженное чумой и войнами, не только не увеличивается, а скорее идет к вырождению. По мнению Реена, лопари навлекли на себя гнев Божий своей упор ной приверженностью к языческому нечестию и всячес ким суевериям. Как во всех прочих делах, так и в отношении родов лопари неизменно любопытствуют о будущем и старают ся раскрыть его наперед суеверными гаданиями. Прежде всего их занимает вопрос о поле ожидаемого ребенка, поэтому тотчас по наступлении беременности они гада ют об этом по месяцу (они считают его прообразом бере менной). Если при взгляде на луну они замечают на небе звезду над нею, то думают, что это предвещает рождение мальчика, если видят звезду под нею, то ждут девочку. Я затрудняюсь объяснить, почему ими устанавлива ется эта странная связь между луной и беременной жен щиной. Быть может, потому, что, подобно беременной, вы нашивающей плод, луна пребывает в нови, а затем после довательно убывает, как женщина, уже разрешившаяся от бремени. Вернее, пожалуй, видеть в этом пережиток древних языческих верований, считавших у всех народов луну бо жеством, покровительствующим беременным и рожаю щим женщинам. Полузабытый и утраченный смысл этих далеких верований сохранился лишь в чисто внешнем упо доблении луны беременной женщине. Вторым вопросом, занимающим лопаря, на который также должно дать ответ гадание, является здоровье и про цветание ожидаемого ребенка. Луна и тут должна помочь разгадать его. Если какая-нибудь звезда, находящаяся на небе поблизости от луны, движется впереди нее, то это служит знаком здоровья, процветания и успеха в жизни будущего ребенка, если же она следует за нею, то ребенок будет болезненным, слабым и умрет вскоре после рожде ния на свет (Самуил Реен). Когда наступает время, женщина-лопарка рожает в жилище достаточно холодном, как можно судить из опи сания его устройства. "Если время родов, - говорит Тор ней, - приходится на зиму, то женщина принуждена ро жать в леденящем холоде". Хотя посередине шатра и го рит огонь, но он не может достаточно нагреть его, т.к. излучаемая им теплота ничтожна по сравнению с царя щим снаружи лютым морозом. Для подкрепления родильницы ее поят растопленным китовым жиром, доставляемым из Норвегии. "Тотчас пос ле родов, - пишет Торней, - женщина делает большой глоток растопленного китового жира, который лопари достают из Норвегии. Вкус его напоминает вкус тюлень его сала". Новорожденного младенца лопарки тотчас же обмы вают сперва холодной водой или снегом, и лишь когда он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz