Живая Арктика. 2008, №1.

Глава XXV. СВАТОВСТВО И СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ЛОПАРЕЙ 107 даний о том, что было хотя бы за сто лет до нашей эпохи, и в помине нет у лопарей, по словам студента-лопаря Олафа Маттисона. Мне совершенно непонятно откуда взял это Олаф Магнус, тем более, что ни очем подобном, насколько мне известно, кроме него не упоминает ни один автор. По окончании свадьбы молодой еще не имеет права увести свою жену из родительского дома, а должен от­ работать у тестя в течение целого года. По истечении этого срока он, если пожелает, может основать свой соб­ ственный отдельный домашний очаг. Тогда отец выдает уходящей из дому дочери ее приданое, т.е. всех оленей, которыми она владеет с детства, с их приплодом, а так­ же и много разных других вещей, необходимых моло­ дым, как, например, домашняя утварь, новое жилище, постели, серебро, медь, чугун и т.п. Нередко девушка получает сотню, а то и больше оле­ ней. Родственники же вслед за отцом также одаривают теперь жениха за сделанные им при обручении подарки ранцам. Так, по крайней мере, говорит Герберштейн в своей "Московии", слова которого я приведу в следую­ щей главе. Но даже и в наше время один пример подобного рода приводит Иоанн Торней, хотя тут же сам и выражает со­ мнение в его подлинности. "Мне рассказывали, - пишет он, - что при моем предшественнике один распутный лопарь из Лулеоской Лаппмаркии воспользовался гостеприимством другого - жителя Торнеоской облас­ ти, человека в высшей степени честного, грамотного и настолько добродетельного, что насмешники в шутку на­ зывали его "епископ Цуан". Остановившийся у него лу- леоский лопарь, напившись, пьяным попытался ночью пробраться к его жене и вступить с ней в половые сно­ шения. Заметив это, Цуан позвал случившихся тут же коронных целовальников (торговцев водкой) и расска­ зал им о всем происшедшем. Услышав это, они взяли лопаря, вытащили его из шалаша и привязали его там к дереву, где он полуголый и провел всю ночь, коченея от с таким расчетом, что получившии от него одну или две серебряных марки дает ему взамен их одного или двух хороших оленей. Таким образом, лопарь, женившийся на дочери богатого человека и в свое время хорошо угодив­ ший своими подарками родственникам невесты, получа­ ет иногда за женой очень хорошее приданое. Мы изложили здесь главнейшие свадебные обряды и обычаи, распространенные среди лопарей. Остается лишь заметить, что у лопарей запрещается вступать в брак с близкими родственниками, а также брать вто­ рую жену при жизни первой или вообще иметь несколь­ ко жен одновременно. Развод также совершенно неиз­ вестен им. "Про многоженство и разводы, - пишет И. Торней, - ничего не слышно у лопарей и никогда не было слышно даже еще и в языческую эпоху. Брак они соблюдают свято и нерушимо, как подобает всем хрис­ тианским народам". Впрочем, в отдаленные времена у них, кажется, су­ ществовал обычай уступать своих жен гостям и чужест- холода, т.к. дело было зимой. Боясь совсем замерзнуть, лопарь этот пытался откупиться деньгами и в извинение свое говорил, что у них в Лулеоской Лаппмаркии суще­ ствует такой обычай, согласно которому хозяин, пригла­ сивший к себе гостя, дает ему спать со своей женой". Приведя этот рассказ, Торней справедливо замеча­ ет, что, по его мнению, этот распутный человек мог про­ сто выдумать все это для оправдания своего поведения, тем более, что никто другой не замечал ничего подобно­ го у лулеоских лопарей. Что касается других, то у них и речи не может быть о подобном обычае, т.к. многие из них, напротив, на­ столько ревнивы, что не терпят даже, если жена их про­ сто взглянет на кого-нибудь другого. "Лопари, живущие по реке Торнео, в сторону Нор­ вегии, - пишет тот же Торней, - такие ревнивцы, что сразу же начинает подозревать жену в чем-нибудь дур­ ном, если она, встретившись с кем-нибудь по дороге, пе­ ремолвится с ним двумя-тремя словами".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz