Живая Арктика. 2008, №1.
Глава XXV. СВАТОВСТВО И СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ЛОПАРЕЙ 105 одураченный жених не поймет, что его морочат и не ста нет требовать возвращения ему напрасно понесенных расходов. В таких случаях дело обыкновенно доходит до суда, который и приговаривает родителей к уплате же ниху всей требуемой им суммы или ее половины, смот ря по обстоятельствам дела. Следует, однако, заметить, что расходы, связанные с угощением всех присутствую щих водкой в самом начале сватовства, не подлежат воз вращению и падают исключительно на жениха. Если же жених сразу получил от родителей невесты категорический отказ и, несмотря на это, пытается сло мить их упорство щедрыми подарками и т.п., то делает это уже на свой страх и риск и без права требовать како го бы то ни было возмещения убытков". Когда согласие на брак дано и выполнены все опи санные нами обрядности, родите ли назначают день свадьбы. На кануне этого дня в то место, где живет семья невесты, собирают ся все родственники и близкие не весты и жениха, и последний под носит всем условленные ранее подарки. "Жених, - пишет Саму ил Реен, - должен подарить тес тю в знак уважения серебряный кубок, первый из свадебных по дарков, назы ваемы х у них "stycke". Второй подарок - большой котел, медный или чугунный, тре тий - постель, т.е. оленьи шкуры, из которых устраивается у них постель. Теще жених подносит: во-первых, серебряный пояс, во- вторых, парадное платье, так на зываемое "ѵоірі", в-третьих, оже релье, украшенное серебряными кружками и шариками, которое лопарки носят на шее и на груди, известное у них под названием "krake". Кроме того, братьям, се страм и родственникам невесты он дарит серебряны е ложки, украшения, серебряные шарики и т.п. Каждый из них обязательно должен получить что-нибудь от жениха, т.к. в противном случае за него не выдадут девушку". На следующий день играют свадьбу, сначала венчаются у священника, а затем устраивают сва дебный пир. Жених и невеста наряжаются в свое луч шее платье, сшитое специально к этому случаю. Пользо ваться чужой одеждой, взятой напрокат, считается у них неприличным и позорным. То же относится и к прочим украшениям - кольцам, цепочкам и т.п.. Олаф Магнус так описывает наряд жениха: "Жених, разодетый в рысьи или собольи меха, шествует как ка- кой-нибудь венецианский патриций, причем ценность ме хов также говорит о его богатстве, как в других странах драгоценные камни и золотые цепочки". Костюм, расписанный Олафом Магнусом, может быть, и соответствовал обычаям современной ему эпо хи, хотя сильно сомневаюсь, чтоб лопари вообще когда- нибудь одевались в собольи и рысьи меха. Во всяком слу чае, в наше время они не носят ничего, кроме оленьих шкур, парадное же их платье, как мы уже говорили рань ше, делается из шерсти. "Лопари так любят цветные шер стяные ткани, - говорит Иоанн Торней, - что накупают их, насколько позволяет им достаток, и шьют из них свое парадное платье". Из этих слов современного нам автора ясно, что и во время свадьбы лопари наряжаются в шерстяное пла тье, а не в меха. Разряженный в свое лучшее платье же них подпоясывается серебряным поясом. Невеста распускает по спине волосы, связанные до этого на голове лентой, которую она дарит девушке - родственнице. На голову поверх распущенных волос она надевает одну или две серебря ных, позолоченных перевязи, на поминающие венцы, употребля ющиеся в других местах при вен чании, и стягивает талию сереб ряным же поясом. Изредка невес та прикрывает голову еще и по лотняным платком, что делают иногда и другие женщины, желая казаться особенно нарядными. Так выглядит наряд современной лопарской невесты. Старинное описание Олафа Магнуса и тут отличается от на шего. "Невесту, - пишет он, - уб ранную в горностаевы и собольи меха, усаживают на оленя". В наши дни жених и невеста, оба в подвенечном платье, отправля ются венчаться в церковь или к священнику. В старину дело было иначе, если верить Олафу Магнусу, так как, по его словам, венчание про исходило дома и совершалось не священником, а родителями. "В присутствии друзей и родствен ников, - пишет он в своем сочи нении, - родители сочетали бра ком своих детей огненным обря дом, т.е. высекая железом огонь из кремня". По-видимому, эти сведения были позаимствованы им у Циглера, у которого встре чаются такие строки: "Сами сочетают их браком, сим волизируя это высеканием огня из кремня при помощи огнива, т.к. считают, что нет ничего, что бы лучше выра жало сущность брачного таинства. Как в кремне таится невидимо скрытый огонь, который вспыхивает при уда ре, так и в обоих брачующихся дремлет скрытая жизнь, пробуждающаяся при совокуплении и передающаяся по томству". Как видно из этого сопоставления, Олаф почти в точ ности повторяет слова Циглера. Он прибавляет лишь, что невесту усаживают затем на оленя: "Обвенчавшись вы шеописанным огневым обрядом, невеста, убранная в гор ностаевы и собольи меха, усаживается родственниками
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz