Живая Арктика. 2008, №1.
Глава XXV СВАТОВСТВО И СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ЛОПАРЕЙ осле всего сказанного нами о повседневных, будничных занятиях и развлечениях лопарей своевременно будет поговорить о разных тор жествах и празднествах, прерывающих обыч ное течение жизни. Видное место среди таких торже ственных событий занимают свадьбы со всеми относя щимися к ним обрядам и увеселениями. Собираясь вступить в брак, лопарский юноша преж де всего старается найти богатую девушку, владеющую многими оленями. Дело в том, что по лопарскому обы чаю при самом рождении детям дарят некоторое коли чество оленей, весь приплод которых считается в даль нейшем личной собственностью детей, а не родителей. Невеста, имеющая достаточное количество этих живот ных, легко находит себе жениха. Мужская молодежь мало заботится о прочих достоинствах невесты, ни о ее доб родетели, ни о красоте, ни о прочем, что привлекает муж чин на всем свете. "Когда лопарь задумал жениться, - пишет Самуил Реен, - он заботится прежде всего о том, чтобы найти богатую невесту, т.е. такую, олени которой имели осо бенно многочисленный и удачный приплод. Поэтому, если у лопаря несколько дочерей с разным достатком, то именно за той которая имеет больше оленей, чем ее сестры, особенно настойчиво ухаживают юноши, не об ращая никакого внимания на то, добродетельна она или нет, красива или безобразна". Нет ничего удивительного в том, что люди, живущие в таком суровом климате, среди скудной природы, боль ше заботятся о пропитании, источником которого явля ются главным образом олени, чем о всем прочем. Вла дение большим стадом кажется им вернейшей гаранти ей избежать в дальнейшей жизни ужасов бедности и со пряженных с ней страданий, холода и голода. Присмотрев подходящую девушку, что делается обыкновенно во время съездов лопарей на ярмарки или для уплаты податей, юноша отправляется к ее родите лям, за-хватив с собой своего отца, чтобы при их со действии добиться согласия на брак. Приблизившись к шалашу, все, кроме жениха, входят в него, он же должен оставаться снаружи, делая вид, что занимается какими- нибудь мелкими работами, например сбором хвороста и т.п., до тех пор, пока его не позовут. Войти в шалаш без приглашения считается у них большим невежеством. Иоанн Торней так рассказывает об этом: "Намере ваясь вступить в брак, лопарь отправляется к жилищу девушки, которую он присмотрел, со своим отцом, сва том и другими людьми, на обязанности которых лежит вести переговоры с ее родителями или опекунами. При этом он берет с собой обыкновенно одну или несколько бутылок водки. Сват с прочими спутниками входит в жилище будущего тестя, отец же жениха стоит у входа с четвертью водки в руках и потчует ею присутствующих. Сам жених не должен входить в шалаш, а дожидаться снаружи, наподобие привратника или дворовой собаки. Если он дерзнет войти без приглашения, то совершает этим, по их понятиям, величайшую грубость и неприс тойность и может таким поступком расстроить все дело". Выпив немного водки, сват приступает к делу, объяс няя тестю цель их прихода, и просит его отдать дочь за муж за юношу. Получив согласие, он осыпает тестя са мыми лестными эпитетами, какие только может приду мать, и падает перед ним на колени, как перед каким- нибудь князем или властелином. Продолжая свой рассказ, Торней говорит: "Он на зывает его великим и достопочтенным отцом, лучшим из всех отцов, славнейшим и мудрейшим, брякаясь все время перед ним на колени. Если ему (свату) случайно известен королевский титул "Величество", то он, не за думываясь, долго называет тестя и этим титулом. Мне лично приходилось присутствовать при всем этом и не посредственно все это видеть и слышать". Выпивку, сопровождающую сватовство, они назы вают pourist wiin, т.е. вином счастливого посещения или "soubo wiin" - вином жениха. "Приходя к родителям не весты, - пишет Самуил Реен, - жених приносит с собой водку, чтобы почтить ею будущего тестя и тещу, что но сит у них название "pourist wiin", т.е. "вином счастливо го прихода" или "soubo wiin", т.е. жениховым вином, ко торым он выпрашивает разрешение переговорить с их дочерью и снискать ее расположение и любовь". Строго соблюдается такой порядок, чтобы с невестой жених не смел говорить, не согласившись предваритель но с ее родителями и чтобы на разговор с ней каждый раз спрашивал их согласия. По словам лопаря Олафа Матти- сона, жених, войдя в шалаш невесты, должен сперва по здороваться с ее родными, которые позвали его, а потом уже с ней, после чего ему предлагается угощение. Часто сама невеста во время сватовства удаляется из шалаша, чтобы ее не могли увидеть ни сам жених, ни его спутники. "На время этих переговоров, - пишет Иоанн Торней, - сама будущая невеста отсылается по дальше в лес, где пасутся олени, или в другой шалаш, чтобы никто из гостей не мог ее увидеть". После того как невеста или другая присутствующая в шалаше женщина получит разрешение говорит с же нихом, он выходит наружу к своим саням и берет из них парадное платье из шерстяной материи, в которое лопари наряжаются в торжественных случаях, и осталь ные необходимые ему для дальнейшего предметы. "За кусив в шалаше, - продолжает Торней, - жених выхо дит к своим саням, берет оттуда парадное шерстяное платье, надевает его и спешит к своей подруге, чтобы приветствовать ее".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz