Живая Арктика. 2008, №1.

Глава XXV СВАТОВСТВО И СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ЛОПАРЕЙ осле всего сказанного нами о повседневных, будничных занятиях и развлечениях лопарей своевременно будет поговорить о разных тор­ жествах и празднествах, прерывающих обыч­ ное течение жизни. Видное место среди таких торже­ ственных событий занимают свадьбы со всеми относя­ щимися к ним обрядам и увеселениями. Собираясь вступить в брак, лопарский юноша преж­ де всего старается найти богатую девушку, владеющую многими оленями. Дело в том, что по лопарскому обы­ чаю при самом рождении детям дарят некоторое коли­ чество оленей, весь приплод которых считается в даль­ нейшем личной собственностью детей, а не родителей. Невеста, имеющая достаточное количество этих живот­ ных, легко находит себе жениха. Мужская молодежь мало заботится о прочих достоинствах невесты, ни о ее доб­ родетели, ни о красоте, ни о прочем, что привлекает муж­ чин на всем свете. "Когда лопарь задумал жениться, - пишет Самуил Реен, - он заботится прежде всего о том, чтобы найти богатую невесту, т.е. такую, олени которой имели осо­ бенно многочисленный и удачный приплод. Поэтому, если у лопаря несколько дочерей с разным достатком, то именно за той которая имеет больше оленей, чем ее сестры, особенно настойчиво ухаживают юноши, не об­ ращая никакого внимания на то, добродетельна она или нет, красива или безобразна". Нет ничего удивительного в том, что люди, живущие в таком суровом климате, среди скудной природы, боль­ ше заботятся о пропитании, источником которого явля­ ются главным образом олени, чем о всем прочем. Вла­ дение большим стадом кажется им вернейшей гаранти­ ей избежать в дальнейшей жизни ужасов бедности и со­ пряженных с ней страданий, холода и голода. Присмотрев подходящую девушку, что делается обыкновенно во время съездов лопарей на ярмарки или для уплаты податей, юноша отправляется к ее родите­ лям, за-хватив с собой своего отца, чтобы при их со­ действии добиться согласия на брак. Приблизившись к шалашу, все, кроме жениха, входят в него, он же должен оставаться снаружи, делая вид, что занимается какими- нибудь мелкими работами, например сбором хвороста и т.п., до тех пор, пока его не позовут. Войти в шалаш без приглашения считается у них большим невежеством. Иоанн Торней так рассказывает об этом: "Намере­ ваясь вступить в брак, лопарь отправляется к жилищу девушки, которую он присмотрел, со своим отцом, сва­ том и другими людьми, на обязанности которых лежит вести переговоры с ее родителями или опекунами. При этом он берет с собой обыкновенно одну или несколько бутылок водки. Сват с прочими спутниками входит в жилище будущего тестя, отец же жениха стоит у входа с четвертью водки в руках и потчует ею присутствующих. Сам жених не должен входить в шалаш, а дожидаться снаружи, наподобие привратника или дворовой собаки. Если он дерзнет войти без приглашения, то совершает этим, по их понятиям, величайшую грубость и неприс­ тойность и может таким поступком расстроить все дело". Выпив немного водки, сват приступает к делу, объяс­ няя тестю цель их прихода, и просит его отдать дочь за­ муж за юношу. Получив согласие, он осыпает тестя са­ мыми лестными эпитетами, какие только может приду­ мать, и падает перед ним на колени, как перед каким- нибудь князем или властелином. Продолжая свой рассказ, Торней говорит: "Он на­ зывает его великим и достопочтенным отцом, лучшим из всех отцов, славнейшим и мудрейшим, брякаясь все время перед ним на колени. Если ему (свату) случайно известен королевский титул "Величество", то он, не за­ думываясь, долго называет тестя и этим титулом. Мне лично приходилось присутствовать при всем этом и не­ посредственно все это видеть и слышать". Выпивку, сопровождающую сватовство, они назы­ вают pourist wiin, т.е. вином счастливого посещения или "soubo wiin" - вином жениха. "Приходя к родителям не­ весты, - пишет Самуил Реен, - жених приносит с собой водку, чтобы почтить ею будущего тестя и тещу, что но­ сит у них название "pourist wiin", т.е. "вином счастливо­ го прихода" или "soubo wiin", т.е. жениховым вином, ко­ торым он выпрашивает разрешение переговорить с их дочерью и снискать ее расположение и любовь". Строго соблюдается такой порядок, чтобы с невестой жених не смел говорить, не согласившись предваритель­ но с ее родителями и чтобы на разговор с ней каждый раз спрашивал их согласия. По словам лопаря Олафа Матти- сона, жених, войдя в шалаш невесты, должен сперва по­ здороваться с ее родными, которые позвали его, а потом уже с ней, после чего ему предлагается угощение. Часто сама невеста во время сватовства удаляется из шалаша, чтобы ее не могли увидеть ни сам жених, ни его спутники. "На время этих переговоров, - пишет Иоанн Торней, - сама будущая невеста отсылается по­ дальше в лес, где пасутся олени, или в другой шалаш, чтобы никто из гостей не мог ее увидеть". После того как невеста или другая присутствующая в шалаше женщина получит разрешение говорит с же­ нихом, он выходит наружу к своим саням и берет из них парадное платье из шерстяной материи, в которое лопари наряжаются в торжественных случаях, и осталь­ ные необходимые ему для дальнейшего предметы. "За­ кусив в шалаше, - продолжает Торней, - жених выхо­ дит к своим саням, берет оттуда парадное шерстяное платье, надевает его и спешит к своей подруге, чтобы приветствовать ее".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz