Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а XXIII. О ЗАНЯТИЯХ, ОБЩИХ ДЛЯ МУЖЧИН ИЖЕНЩИН 99 животного к саням, ее одной рукой легко поднимает даже ребенок". Поэтому необычайно отклонился от действи тельности злополучный иллюстратор сочинений Олафа Магнуса, давший вымышленное им самим изображение оленей, запряженных в сани совершенно так же, как обыкновенно запрягают лошадей, т.е. с чересседельника ми и подпругами с обеих сторон, да кроме того еще под дугой, с которой часто запрягают лошадей в сани и теле ги, чтобы слегка раздвинуть ими оглобли, между которыми приходится бежать животному. Такую именно дугу, называемую "lochrarcka", он на рисовал над своими оленями, хотя она и может иметь смысл лишь там, где есть оглобли, олени же запрягаются не в оглобли, а при помощи простой привязи, как было сказано выше. Этот же иллюстратор изобразил летнюю лопарскую упряжку в виде двух оленей, впряженных в телегу, что уже совсем ни с чем не сообразно, т.к. никаких повозок на колесах вовсе не встречается в Лапландии и летом всю кладь перевозят прямо на спинах оленей, навьючивая их посредством особых седел. Но самое невероятное у него - это рисунок лопаря, едущего верхом на олене, взнузданном уздечкой, и с по водьями. Ничего подобного никто еще не видал, ибо уже Циглер категорически утверждал, что "лопари никогда не ездят верхом, а привязывают оленя к саням". Как мы уже говорили, летом лопари путешествуют пешком с навьюченными оленями, зимой же впрягают их по одному в сани, в которые и садится каждый ездок по отдельности. Едучи на санях, лопарь правит оленем при помощи одной единственной вожжи, прикрепленной сов сем не к уздечке, а привязанной к голове и рогам живот ного, и держит ее свободный конец в правой руке. В свою очередь, этот конец подвязан к короткой палке вроде кну товища, которую ездок перекладывает по желанию из правой руки в левую, причем вожжа ударяет по спине оленя то справа, то слева и направляет его в надлежащую сторону. Итак, одной рукой лопарь правит, другой же вырав нивает сани, которые, будучи полукруглой формы, вроде килевой лодки, постоянно наклоняются то на один, то на другой бок; перевешиваясь на противоположную сторо ну и двигая рукой, ездок не дает им перекувырнуться. "В сани, напоминающие по виду челнок, - сообщает нам Герберштейн, - лопари запрягают оленей. Человек, едущий в санях привязывается к ним веревками, чтобы не выпасть во время быстрой езды. Левой рукой он дер жит вожжи, которыми сдерживает оленя, а правой рукой палку, которой подпирается, если сани накренятся слиш ком на один бок, и не дает им перевернуться". Следует лишь заметить, что к палке, находящейся в правой руке, и привязана вожжа, другой конец которой завязан вокруг головы и рогов животного. Ездок, сидящий очень низко на дне саней, при помощи ее перекидывает вожжу через спину животного то направо, то налево, управляя таким образом движением оленя. Совсем не этой палкой, а тяже стью собственного тела, наклоняясь то в одну, то в дру гую сторону и двигая при этом свободной рукой, он удер живает сани в равновесии. Все это вы видите на рисунке, изображающем лопа ря, едущего в санях на олене. Так лопари путешествуют зимой, когда вся страна бывает покрыта глубочайшими снегами. Нет недостатка во всевозможных украшениях, ко торыми покрывается несложная оленья упряжь. На шею оленям вешают колокольчики, звук которых, видимо, до ставляет оленям большое удовольствие; вся сбруя расши вается оловянными нитями, а по краям украшается раз ноцветными кусочками ткани в виде бахромы. Смотря по надобности, лопари ездят на оленях то очень быстро, то медленно. Так, например, перекочевы вая на новые места, обыкновенно двигаются неторопли во, движение замедляется еще и тем, что в таких случаях везут с собой весь свой домашний скарб, нагруженный на описанный уже нами другой вид саней, называемых achkio, в которые, несмотря на их величину, впрягают тоже по одному оленю. Впереди на легких санях обыкновенно едет лопарь или лопарка, а за ними тянутся грузовые сани, привязан ные друг за другом вереницей или же едущие свободно. Домашние олени, даже не будучи привязаны, ровно бегут друг за другом со своими санями и весь обоз вытягива ется в одну линию. Едучи по своим делам без клади, они мчатся обыкновенно с громадной скоростью. "В 24 часа, - пишет Циглер, - они покрывают расстояние в полтора ста тысяч шагов, или 30 скен (schoen - шведская мера, равная 1 миле), что на их языке называется "трижды из менить горизонт", т.е. трижды достигнуть отдаленнейший пункт, видимый на самом горизонте". Герберштейн в своем сочинении о Московии говорит о двадцати милях в день, подразумевая под этим светлую часть суток. Тем не менее, представляется маловероят ным, что на одном и том же олене можно покрыть такие громадные расстояния; даже и двадцать миль одним ду хом может пробежать только очень крепкий олень при хо рошей дороге и скользкоукатанном снеге. Обычно олени пробегают двенадцать-шестнадцать миль в течение 10 ча сов. И это следует считать хорошей скоростью и поря дочным расстоянием для оленя, бегущего без передыш ки. Если удвоить его, то и подучается цифра, приводимая Циглером, т.н. тридцать миль в 24 часа, но, повторяю, трудно допустить, чтобы один и тот же олень мог пробе жать сразу такое расстояние, что подтверждали в разго ворах со мною и сами лопари. В таком же смысле выска зывается и Олаф Петерсон: "Настаивать на такой исклю чительной скорости и выносливости оленя, а именно, что бы он мог везти сани с человеком без передышки за один день по двадцать миль, представляется мне нелепым. До стоверно известно, что если и удается в течение одного дня совершить такой пробег, то на следующий день олень обязательно должен хорошенько отдохнуть, так как в про тивном случае он неизбежно падет". Такие разъезды одинаково совершаются и мужчина ми и женщинами, о чем мы знаем не только со слов Ола фа Магнуса, а - что гораздо важнее - из повседневного опыта. Олаф говорит, что женщины выезжают на санях на охоту, от которой, однако, как нам известно, женщины у лопарей совершенно отстранены. Тем не менее и поми мо охоты женщины часто выезжают на санях по разным надобностям. Но не только в разъездах и при переходе на новые места женщины равняются с мужчинами, а и во многом другом исполняют ту же, что и они, работу, помогая им при пастьбе скота и рыбной ловле. Оленей, как известно, пасут и мужчины и женщины, они же и доят их. "Оленей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz