Живая Арктика. 2005, №1.

Ирина Тосунян впоследствии вспоми­ нала, что "после пуб­ ликации в "ЛГ" в ян­ варе 1990 г. Ерофеев совсем перестал с ней разговаривать и ее объяснений слушать не захотел... И все из- за того, что были изъяты два абзаца. "Один из них совсем безобидный: о значи­ мости писателя, изме­ ряемой в граммах водки, сколько ему не жалко налить... Меся­ ца через два он все же смягчился: "Не пой­ му, Ирина, чего вы все так боитесь, отчего, как говорят артилле­ ристы, вы все такие зачехленные?" А "за- чехленность" у Вене­ дикта означала сознательную ту ­ пость, доходящую до бессознательной подлости. (Но какой "зачехленностъю", по нежному выраже­ нию Венедикта, нужно было обладать, чтобы отметить пятилетие его кончины публикацией "Дмитрия Шоста­ ковича" ("ЛГ", 25.10.95, № 643). Почему И. Тосунян не вспомнила урока своей прошлой статьи и ей не пришло в голову посоветоваться с профессионалом-филологом В. Муравьевым, если уж не хватало собственного лите­ ратурного чутья. Правда, эта мистификация была укра­ шена вставками из "Благовествования" - еще не извес­ тной тогда широкому кругу читателей, рукопись кото­ рой была позаимствована у Галины Носовой). 1990,11 января - с утра в гостях у Венедикта Еро­ феева В.М. Савенков, директор издательства "Интер­ бук". Венедикт подписывает с ним контракт под 5-звез­ дочный коньяк. Савинков снимает процедуру подписа­ ния договора на видеокамеру. Еще один контракт приходят от издательства "Djulio Ginaudi", из Италии. 1990, 13 января - в центре дачного поселка - зажженная елка. В доме у Ерофеева трещит печь. Впереди встреча старого Нового года. С соседней дачи заглядывает Леонтович, он приносит газету "Советская культура" за 6 января. В ней востор­ женная рецензия на "Вальпургиеву ночь" в поста­ новке В. Беляковича (Театр на Юго-Западе) под названием "Евангелие русского экзистенциалиста". 1990,16 января - Венедикт не отрываясь смотрит программу "Время". Диктор сообщает: "За минувшие сутки в Баку и других районах Азербайджана произош­ ли еще более страшные события". С тревогой он обсуж­ дает со Шмельковой возможность армяно-азербайджан- ской войны. 1990,16 января - Венедикт приезжает в Москву. В квартире на Флотской у него представители ВААПа. Еро­ феев подписывает польский (варшавский) и итальянс­ кий (туринский) издательские договоры. После неболь­ шого фуршета с шампанским Венедикт уезжает в Аб­ рамцево. 1990,20 января - Ерофеев присутствует на премье­ ре спектакля "Москва-Петушки" в театре на Малой Бронной (режиссер В. Портнов). В зале ведет съемки компания Би-би-си. Венедикт подписывает Н. Шмель­ ковой афишу к спектаклю: "Наталь Шм., с любовью, ко­ торую она давно не заслуживает. Венед. Ероф. 2 0 /1- 90". Вечером с огромным букетом гвоздик Ерофеев воз­ вращается домой на Флотскую. В тот же день Ерофееву передают приглашение из Вроцлава на премьеру "Валь­ пургиевой ночи". 1990, 21 января - после банкета Ерофеев в тя­ желом, неуравновешенном состоянии. Все время прикладывается к коньяку. Страшный день ссор, вы­ яснений отношений. Говорит, что не подпишет Но­ совой больше ни одной доверенности. Галина в яро­ сти: "Милый, ты умрешь не от рака, не от сердца, а от жадности. Случайно создал шедевр и писать больше не можешь!" Венедикт в оцепенении. 1990, 22 января - у Ерофеева на Флотской много гостей: Любчикова, Клавдия Андреевна Грабова, Шмелькова, гости из Киева. Здесь же кинооператор и режиссер от Би-Би-Си Поль Павликовски итальянец- интервьюер из газеты "Мессаджеро" с переводчицей. 1990, 26 января - Ерофеев уезжает из Москвы на дачу в Абрамцево. Вспоминает Тамара Гущина. "В конце января я приехала в Москву. Вена еще был : Хибины-Москва-Петушки : 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz