Живая Арктика. 2005, №1.

Абрамцево. Слева направо: Галина Носова, Жанна Герасимова и Венедикт Ерофеев час перед Венедиктом стоит бутылка шампанского с за­ пиской: "Дорогой Веничка! Время ждет Вашего слова. Нету Свифта, но Ерофеев существует, и его долг писать. Посылаю мой бутылочный привет, как поощрение. Об­ нимаю. Майя Луговская". Происходит обмен - Ерофеев передает друзьям страницу готового текста. 1988,19 июля - ленинградский журнал "Нева" от­ казывается печатать "Москву-Петушки" из-за фрагмента о Стаханове. ("Знаменитый ударник Алексей Стаханов два раза в день ходил по малой нужде и один раз в два дня - по большой. Когда же с ним случался запой, он четыре раза в день ходил по малой нужде и ни разу - по большой. Подсчитай, сколько раз в год ударник Алек­ сей Стаханов сходил по малой нужде и сколько по боль­ шой нужде, если учесть, что у него триста двенадцать дней в году был запой".) 1988,11 августа - ленинградское телевидение по­ казывает передачу "Пятое колесо" с материалом о Ве­ недикте Ерофееве. Вместе с Венедиктом передачу смот­ рят сестры Тамара и Нина. 11 августа - день смерти их матери, и собрались они все вместе, чтобы помянуть ее. 1988, 20 августа - Ерофеевым получает свежий номер "Континента" с "Вальпургиевой ночью". У него в гостях - художник Алексей Нейман, делающий с Еро­ феева наброски для будущего портрета. 1988,1 сентября - начинается публикация отрыв­ ков из поэмы "Москва-Петушки" в еженедельнике "Не­ деля" (№ 36). 1988, 4 сентября - в Московских новостях (№ 36), опубликована статья Беллы Ахмадулиной Париж-Пе- тушки-Москва. На следующий день Ерофеев с женой Галиной в гостях у Ахмадулиной и Мессерера. 1988, сентябрь - Ерофеев отдыхает на даче в Аб­ рамцево. Периодически к нему приезжает Галина Но­ сова. 9 октября Венедикт возвращается в Москву, что­ бы побывать на творческом вечере главного редактора "Огонька" Виталия Коротича. 1988, 21 октября - в Центральном Доме архитек­ тора проходит творческий вечер Ерофеева, посвящен­ ный 50-летию писателя. В программе: первый акт "Вальпургиевой ночи" в ис­ полнении актеров Студенческого театра МГУ, несколько глав из "Москва-Петуш­ ки" читают друзья Венедикта - Алексей Зайцев и Жанна Герасимова. На не­ сколько минут в зале озвучена запись "Москва-Петушки" в исполнении авто­ ра поэмы. Вечер завершается грандиоз­ ным банкетом. 1988,23 октября - к Ерофееву при­ езжает Владимир Муравьев, который работает над новой редакцией поэмы "Москва-Петушки". 1988, 24 октября - лет. Выступая на творческом вечере Ерофеева в Центральном доме актера его друг, Александр Величанский ска­ зал: "Не будучи безоглядным оптимис­ том, т. е. не принадлежа к той катего­ рии людей, которые, согласно Ерофее­ ву, и восходу рады, и закату тоже рады, я все же надеюсь, что наступит время, когда о памятнике Чехову в Ялте скажут: вот, мол, жил талантливый драма­ тург во времена Толстого и Розанова; или о дорогостоя­ щем Михаиле Булгакове - вот, мол, был талантливый пи­ сатель во времена Платонова и Добычина. И вот, если все же наступит такое время, то о ны­ нешних талантливых писателях никогда не скажут, что они, мол, жили во времена Ерофеева. Нет, про них скажут, что они жили во времена друг друга, а во вре­ мена Ерофеева жила вся страна - во времена Ерофе­ ева жили ВСЕ, кто жил в его время. Все наши сооте­ чественники, родившиеся между 30-ми и 50-ми года­ ми, останутся, и не в истории одной лишь словеснос­ ти, но в истории всея Руси - ЕРОФЕЕВСКИМ поко­ лением. Ибо феномен Ерофеева не есть исключи­ тельно литературный феномен, поскольку как раз ли- Старый товарищ Венедикта Ерофеева - Владислав Цедринский : Хибины-Москва-Петушки : 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz