Живая Арктика. 2003, №1.
ли всильный шторм, но "Фрам" выдер жал и это испытание. Особые опасе ния у Нансена были вызваны ситуаци ей в районе мыса Челюскин. Он сидел на палубе и смотрел на море, север. Прямо над мысом в небе виднелась одинокая звезда. 9 сентября он запи сывает в дневнике: "Звезда как-то по- особому влекла и успокаивала меня. Была ли это моя звезда, моя богиня, которая следовала за мной и теперь улыбалась мне?". Казалось, что судь ба помогала ему. "Во время смены вах ты в 4 утра вышло солнце и "тролль" Челюскин рассеялся", - пишет он. "Это самое прекрасное путеше ствие, которое я когда-либо совершал, - пишет Нансен. На север, все время на север... Открытое море, миля за милей, вахта за вахтой, через неизведанные районы... Море почти все больше и больше свободно ото льда. Как долго это протянется?.. Сейчас тот момент, когда пла ныдолжны пройти свое испытание на верность". Они прошли примерно 3° широты на север, и уже 20-го сентября подошли к кромке льда. "Теперь мы рады видеть тебя, лед", - пишет Нан сен. Команда "Фра- ма" также заразилась его уверенностью. Этому способствова ло и всегда припод нятое настроение Нансена. Вот одна из записей его дневни ка: "Нет ничего пре- — — ----------------- красней, чем поляр- Медведь у ловушки ная ночь. Все становится по особому окрашено, все незаметно перетекает из одного в другое... И сонная музыка цвета, как отдаленная не скончаемая мелодия, растекается вокруг в сереб ристо-холодных тонах. И красота жизни не такая же ли высокая, прекрасная и чистая, как эта ночь?". И еще одно место: "И раскатывает се верное сияние свою отливающую сереб ром вуаль по небосклону, то желтую, то зеленую, то красноватую. Сияние то раз ливается, то вновь собирается, готовясь к неимоверной погоне... теперь ее огнен ные языки лежат прямо в зените и один из лучей проходит через весь небосвод, а через мгновение вся вуаль тает и исче зает. Все это похоже на рассказ челове ка, теряющего рассудок". Геомагнитные наблюдения проводят Иогансен и Педер бьет медведя фонарем по голове июля "Фрам" вышел из Вад- се 1893 года. Первым пунк том назначения было Хаба рове у Югорского Шара, где они должны были взять на борт уголь и собак. Но не много раньше, чем они ожи дали, прямо южнее Новой Земли, они встретили дрейфующие льды. Это предсказывало не очень хорошее будущее. Как оказалось, это были очень старые дрей фующие льды, так что именно здесь состоялась первая проверка "Фрама" на прочность. Нансен записывает в дневнике: "Судно поворачивалось и кружилось словно фрикаделька в тарелке.Про ходы между льдинами были такие извилистые и сложные, что невозможно было протянуть через них руку". В Хабарове экспедиция взяла на борт 34 со баки. Но судно "Урания", которое должно было доставить уголь, так и не появилось. Наступил август, и Нансен решил, что они смогут обойтись тем запасом, который у них уже был на борту. Были написаны последние письма, и в ночь с 4-го на 5 августа "Фрам" вышел в море. В Карском море они встретили льды, но мень ших размеров, чем ожидалось. Затем они попа ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz