Живая Арктика. 2003, №1.

твердо верили в успех смелого предприятия. На средства, частью от­ пущенные норвежским правительством, час­ тью собранные по под­ писке, было выстроено судно, специально при­ способленное для дли­ тельного пребывания во льдах. Нансен дал ему название "Фрам", что значит "Вперед". Это судно было постро­ ено с таким расчетом, чтобы льды не могли раздавить его, а при сильном сжатии выжи­ мали бы его наверх. За­ пасы продовольствия и іш ш ш Проект Нансена K2B-GI if t f kaldt mtm* Kftftttouft Ш Ш щ Ж Вскоре после возвращения из своего путеше­ ствия через ледниковый покров Гренландии Нан­ сен изложил свой проект экспедиции на Север­ ный полюс Географическому обществу в Хрис­ тиании. (В 1888 году Нансен в сопровождении Отто Свердрупа пересек на лыжах Гренландию от фиорда Умивик на восточном побережье до Готтхоба на западном побережье). Определяя задачи экспедиции, Нансен ука­ зывал: "...мы отправляемся не для отыскания ма­ тематической точки, составляющей северный конец земной оси, так как достижение этого пун­ кта само по себе не ценно, а для исследования большой неизвестной части земного шара, окру­ жающей полюс, и значение этих исследований будет одно и то же, достигнем ли мы самой точки полюса или же пройдем от него в некотором от­ далении". Норвежцы верили своему соотечествен­ нику, уже завоевавшему широкую известность своим гренландским походом. Но за рубе­ жом проект молодого ученого вызвал оживленные споры. По­ чти все полярные авто­ ритеты того времени отрицательно отнес­ лись к проекту экспеди­ ции на дрейфующем судне. Идея Нансена была охарактеризована как "чистое безумие". Однако соотече­ ственники Нансена снаряжения на борту "Фрама" были рассчитаны более чем на пять лет. 21 июля 1893 года "Фрам" покинул Христиа­ нию. В этот день Нансен записал: "Позади оста­ лось все, что было мило моему сердцу. Что пред­ стояло впереди? Ах, сколько пройдет лет, преж­ де чем все я увижу снова". Сегодня по смелости эта экспедиция может сравниться, разве что с путешествием на Луну, т.к. отсутствовала всякая возможность спасти эк­ спедицию. Многолетняя изоляция и абсолютная неопределенность возводят это путешествие в совершенно особый ранг. Вместе с Нансеном 12 человек на борту "Фра­ ма" в течение нескольких лет общались между собой и как товарищи по работе, и как друзья в свободное время и во время праздников. Кто же были эти люди? К ч к (IV ..j ад Кг,4*!Ѵ*г£у;і*г< Mail* С-дешйгяшуега ОДІмЫгі.Kr*tweia »f Professor nM onn ^nvpj/g ,&1TJVWBf /V 1/U([ 'jSrjv/is^VVi

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz