Живая Арктика. 2003, №1.

Адмирал Петр Анжу (1796-1869) 1860 - В сентябре П.П. Крузенштерн на парусной шхуне "Ермак" прошел Карскими Воротами в Карс­ кое море и нашел море свободным ото льда. 1860-Экспедиция ИсаакаХэйса. 6 июля ИсаакХэйс, желая доказать справедливость заключения Кэна о существовании к северу от Гренландии свободного ото льда моря, на небольшом судне "Юнайтед __________________ Стейтс" ("Соединенные Штаты") вышел из Бостона и взял курс на север, придерживаясь в основном пути, ПО которому в свое время продвигался его предшественник- Кэн. Хэйсу Адмирал П.Ф. Врангель (1797-1870) сопутствовали двое из участников экспедиции Кэна - астроном Зонтаг, мат­ рос Уильям Мортон и еще 12 человек команды. Затем, уже в пути, экипаж Хэйса пополнился новыми членами - это были два датчанина и известный уже нам Ханс Хендрик. Для санных экскурсий име­ лись собаки. Хэйс предполагал подняться по западной стороне пролива Смит до мыса Фразер, орга­ низовать здесь зимовку судна, затем устроить продовольственные базы вдоль восточного берега Земли Гриннелла до 82° с. ш., а с наступлением весны на санях-лодках двинуться на север в глубь Северного Ледовитого океана. После длительной и безрезультатной борьбы со льдами и ветрами Хэйс вынужден был остано­ виться на зимовку в бухте Фулке, под 78° 18' с. ш. и 72° 31' западной долготы. С наступлением весны Хэйс предпринял санную экспедицию на север, вдоль восточного побережья Земли Гриннелла. 18 августа Хэйс находился на 81° 35' с. ш. Еще никто, кроме Парри, не проникал так далеко на север. Честолюбие Хэйса было удовлетворено тем, что звездный флаг Соединенных Штатов продвинулся еще на несколько километров ближе к Северному полюсу. я Н Н в 3 июня Хэйс возвратился на свою базу. Дождавшись, ког- Ш Ш ІШ да его судно освободилось от ледяного плена, он напра- вился на юг. С большими трудностями судно прошло льды Я г залива Мелвилл и 14 августа 1861 года прибыло в Упер- щ нивик, а затем - в Бостон, который оно покинуло 18 меся- 1861- В мае была организована первая шведская поляр- I ■ Ь ная экспедиция на парусных судах "Эолус" (17 человек ко- щ | манды) и "Магдалина" (12 человек). Во главе экспедиции * " ' стоял Отто Торель; в ней принимал участие молодой оттоторѳль Кларк р о с с ( 1800 - 1862 ) естествоиспытатель А.Э. Норденшельд, впоследствии известный путеше­ ственник и полярный исследователь. 9 мая суда вышли из Тромсе (Норвегия), 21-го достигли Шпиц­ бергена. Здесь началась тщательная подготовка к санной экспедиции к Северному полюсу. Отто То­ рель разделял высказанное Скоресби мнение о том, что между Северным полюсом и Шпицбергеном якобы лежат большие гладкие ледяные поля, которые не представляют больших затруднений для санной экспедиции. После нескольких ледовых разведок Торель окончательно оставил мысль о сан­ ном путешествии на полюс. 23 сентября 1861 года он возвратился в Тромсе. 1862 - Для изыскания пути через Карское море в реку Енисей снаряжена экспеди­ ция на шхуне "Ермак" и яхте "Эмбрио" под начальством лейтенанта П.П. Крузенштер­ на. "Ермак" потерпел круше­ ние у берегов Ямала. 1864 - В Кронштадте постро­ ен первый пароход-ледокол "Пайлот". 1865 - В июле на съезде гео­ графов во Франкфурте-на- Майне А. Петерман заявил, что путь к полюсу по "откры­ тому полярному морю" лежит со стороны Гренландского Ross’ discovery of Northern magnetic pole Открытие Россом северного магнитного полюса

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz