Живая Арктика. 2003, №1.
Адмирал Петр Анжу (1796-1869) 1860 - В сентябре П.П. Крузенштерн на парусной шхуне "Ермак" прошел Карскими Воротами в Карс кое море и нашел море свободным ото льда. 1860-Экспедиция ИсаакаХэйса. 6 июля ИсаакХэйс, желая доказать справедливость заключения Кэна о существовании к северу от Гренландии свободного ото льда моря, на небольшом судне "Юнайтед __________________ Стейтс" ("Соединенные Штаты") вышел из Бостона и взял курс на север, придерживаясь в основном пути, ПО которому в свое время продвигался его предшественник- Кэн. Хэйсу Адмирал П.Ф. Врангель (1797-1870) сопутствовали двое из участников экспедиции Кэна - астроном Зонтаг, мат рос Уильям Мортон и еще 12 человек команды. Затем, уже в пути, экипаж Хэйса пополнился новыми членами - это были два датчанина и известный уже нам Ханс Хендрик. Для санных экскурсий име лись собаки. Хэйс предполагал подняться по западной стороне пролива Смит до мыса Фразер, орга низовать здесь зимовку судна, затем устроить продовольственные базы вдоль восточного берега Земли Гриннелла до 82° с. ш., а с наступлением весны на санях-лодках двинуться на север в глубь Северного Ледовитого океана. После длительной и безрезультатной борьбы со льдами и ветрами Хэйс вынужден был остано виться на зимовку в бухте Фулке, под 78° 18' с. ш. и 72° 31' западной долготы. С наступлением весны Хэйс предпринял санную экспедицию на север, вдоль восточного побережья Земли Гриннелла. 18 августа Хэйс находился на 81° 35' с. ш. Еще никто, кроме Парри, не проникал так далеко на север. Честолюбие Хэйса было удовлетворено тем, что звездный флаг Соединенных Штатов продвинулся еще на несколько километров ближе к Северному полюсу. я Н Н в 3 июня Хэйс возвратился на свою базу. Дождавшись, ког- Ш Ш ІШ да его судно освободилось от ледяного плена, он напра- вился на юг. С большими трудностями судно прошло льды Я г залива Мелвилл и 14 августа 1861 года прибыло в Упер- щ нивик, а затем - в Бостон, который оно покинуло 18 меся- 1861- В мае была организована первая шведская поляр- I ■ Ь ная экспедиция на парусных судах "Эолус" (17 человек ко- щ | манды) и "Магдалина" (12 человек). Во главе экспедиции * " ' стоял Отто Торель; в ней принимал участие молодой оттоторѳль Кларк р о с с ( 1800 - 1862 ) естествоиспытатель А.Э. Норденшельд, впоследствии известный путеше ственник и полярный исследователь. 9 мая суда вышли из Тромсе (Норвегия), 21-го достигли Шпиц бергена. Здесь началась тщательная подготовка к санной экспедиции к Северному полюсу. Отто То рель разделял высказанное Скоресби мнение о том, что между Северным полюсом и Шпицбергеном якобы лежат большие гладкие ледяные поля, которые не представляют больших затруднений для санной экспедиции. После нескольких ледовых разведок Торель окончательно оставил мысль о сан ном путешествии на полюс. 23 сентября 1861 года он возвратился в Тромсе. 1862 - Для изыскания пути через Карское море в реку Енисей снаряжена экспеди ция на шхуне "Ермак" и яхте "Эмбрио" под начальством лейтенанта П.П. Крузенштер на. "Ермак" потерпел круше ние у берегов Ямала. 1864 - В Кронштадте постро ен первый пароход-ледокол "Пайлот". 1865 - В июле на съезде гео графов во Франкфурте-на- Майне А. Петерман заявил, что путь к полюсу по "откры тому полярному морю" лежит со стороны Гренландского Ross’ discovery of Northern magnetic pole Открытие Россом северного магнитного полюса
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz