Живая Арктика. 2003, №1.

они упаковали снаряжение. Всего получилось 11 груженых саней (заполненных, в том числе и та­ кими товарами, как шерстяная ткань, материал из хлопка и бархат - товары все еще собирались продать!). Из продуктов питания на дорогу у них оставалось 13 бочек с хлебом, одна бочка с бе­ лым сыром, свиной бок и два бочонка с расти­ тельным маслом. Вот как описывает отплытие Геррит Де-Фер в своем "Морском дневнике". "Снеся все влодки, мы отправились домой и перевезли на санях к воде, где стояли лодки, Виллема Баренца, а затем Класса Андриссона, оба они были больны. Таким образом размести­ лись мы по лодкам, разделившись и приняв в каждое судно одного больного. Тогда капитан велел поставить обе лодки рядом идал нам под­ писать письмо, которое, как было сказано рань­ ше, он составил. Содержание его следующее: "Вплоть до сегод­ няшнего дня мы ожида­ ли и надеялись, что ко­ рабль освободится ото льда, а теперь на это остается очень мало на­ дежды или нет никакой, потому что корабль крепко окружен льдом, да притом в конце мар­ та и начале апреля лед так уплотнило и наторо­ сило, что мы стали раз­ думывать, каким обра­ зом нам дотащить лод­ ки до воды и где найти для этого удобное мес­ то. Поэтому я предло­ жил на обсуждение Вил­ лема Баренца, главного штурмана корабля, а также других должностных лиц и всех прочих вопрос, как нам спасти себя и некоторые товары купцов. Мы не нашли лучшего решения, как починить наши лодки и приготовить, насколько возможно, все необходимое, чтобы не пропустить время, так как, не использовав его, мы рискуем погибнуть от холода и нужды. Да и теперь надо бояться, чтобы этого не слу­ чилось, так как среди нас есть три или четыре человека, от которых мы не можем ожидать ни­ какой помощи - они до такой степени истощены холодом и недугом, что не обладают силой даже и на полчеловека. Далее следует предвидеть, что дела будут не вполне благополучны как из-за длинного пути, который предстоит нам проделать, так и потому, что с хлебом не дотянуть до конца августа; а меж­ ду тем легко может выйти, что если с нами слу­ чится в пути что-нибудь скверное, то раньше это­ го времени мы не доберемся ни до какой страны, где могли бы приоб­ рести что-либо, хотя, начиная с на­ стоящего часа, мы принимаем к это­ му все меры. В силу всего этого мы решили не ждать дольше, так как сама при­ рода учит нас думать о самосохра­ нении. Все это мы постановили еди­ ногласно в подписали 1 июня 1597 года. Так как сегодня мы готовы, имеем попутный западный ветер и открытое море, то мы собрались от­ плыть, потому что корабль все еще остается крепко затертым льдом, и в его положении мы не заметили никакой перемены к лучшему, не­ смотря на частые и сильные ветры ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz