Живая Арктика. 2003, №1.
дано название-"Медвежий". 13- гоиюня корабли взяли курс на се веро-запад. 19 июня, под 80° 1 1 ' с. ш. они увидали полоску земли, которую голландцы приняли за часть Гренландии. Это была са мая северная часть Шпицберген ской группы. После недолгого совещания корабли вернулись на о. Медвежий, а затем курсы су дов разошлись. Ян Рийп пошел на север вдоль восточной сторо ны Шпицбергена, а Баренц от правился на восток и дошел до Новой Земли примерно на 75° с. ш. Ветер дул с юго-запада, море было почти полностью сво бодно ото льда, и настроение мо реплавателей было прекрасным. Втечение одной недели они про шли более 2 0 0 км в восточном направлении. 21 августа их движение остановил шторм, который принес за собой огромные массы льда и заста вил капитана корабля укрыться вЛедяном зали ве (Ushaven). 24-го числа лед раздробил руль у корабля и раздавил одну гребную лодку. На сле дующий день течение вынесло большую часть льда из бухты, и Баренц с товарищами опять вышли в море. Но вскоре напор льда опять уси лился, и в достопамятный 26-й день августа ко рабль окончательно был остановлен льдами. Голландцы находились ровно под 76° с. ш. "30-го числа, - записывает в своем дневнике Де- Фер, - при сильной вьюге льдины стали громоз диться вокруг нашего кораб ля, его приподняло льдом, который так его окружил, что все находившееся вблизи и вокруг него страшно треща ло и стонало. Казалось, что корабль должен развалить ся на тысячи кусков. Поло жение было такое ужасное, что у моряков волосы стано вились дыбом. В таком же опасном положении нахо дился корабль еще и после, когда льдины подходили под него иего подталкивали, или его бросали, или его поды мали, как будто подведена подъемная машина. Вскоре судно затрещало по всем швам до такой силы, что благоразумие требовало снять с него часть продо вольственных запасов, па руса, порох, свинец, мушкеты и другое оружие и приступить к постройке бревенчатой избы". Но еще две недели голландцы безуспешно прилагали свои усилия, чтобы освободить судно из ледяного плена, пока, наконец, не осознали, что это им не под силу. Паковый лед давил все сильнее и сильнее, и они начали перетаскивать бочки с хлебом и вином и одну из лодок на лед. Но они все еще продолжали жить на борту суд на. Прошло еще несколько дней, прежде чем они поняли, что этой осенью судно не сможет осво бодится из ледяного плена и что им придется зи мовать, и что они бесполезно потеряли много дра гоценного времени. Корабли встречаются около Вайгача, а именно корабль В иллем а Б аренца и фрегат, приш едш ие с север а Новой Земли, с кораблями зеландским и энкхейзенским, пришедшими с Вайгача; они готовятся плыть д о мой, так как были посланы только д л я определения положения, протяжения и берегов Тартарии и Тартарс- кого моря. Эта карта показывает внешность, положение и протяжение Вайгача, называемого иначе Нассаус- ким проливом, остров Штатов, Ворванный залив, мыс Идолов, Крестовый мыс и м ы с Спора, глубину банок и прилегающих к ним мест, которые находятся в Вайгаче и д ал ьш е к востоку в Тартарском море
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz