Живая Арктика. 2003, №1.
алги л/аии’ь- 7lo ttr iir fb t, R u jjc n , JSaiticjcdtnJ, спіе 'Tm ^ o u tn . la iid t : alsoo ia tv a n ii fi.urrm ffrhctckent, St jeor bucM tm vertult tr . I "% ^ Ж -jS^ Нар&а Северного побереж ья Р оссии Ucacuca М ассы , 1612 г . M ap o f th e northerniost R ussian, btf J sa c M assa, f 6 t 2 Карта „Северной России, страны самоедов и тунгусов», составленная Исааком Массой и опубликованная в Голландии в 1612 г. О происхождении карты И. Масса сообщает: "Я имел приятеля в Московии, брат которого бывал в Сибири, и он дал мне немалую карту этих стран... Он сам бывал в Вайгачском проливе и знал всю местность до реки Обь, но о более дальних странах он только слыхал. Таким образом, карта эта передает только береговые места. Я получил ее с большим трудом, так как русский, сообщивший ее мне, подвергся бы смертной казни, если бы власти о том узнали”. Исаак Масса. С портрета Ф. Гальса (»ratae posteritati», 1560 ковная служба происходит на родном языке. Они почитают Ветхий и Новый завет, которые ежед невно читаются, но суеверие от этого не умень шается. Ибо, когда священники читают, то в чте нии их столько странностей, что их никто не по нимает; да никто их и не слушает. Все время, пока свя щенник чи тает, народ сидит и люди бол тают друг с Русская тройка из книги "Gratae posteritati", 1560 ДР УГОМ . Но когда свя щенник совершает службу, никто не сидит, но все гогочут и кланяются, как стадо гусей. В знании молитв они мало искусны, но обыч но говорят: "As body pomele", что означает "Гос поди, помилуй меня". И десятая часть населения не сумеет прочесть "Отче наш". Что касается "в'е- рую", то в это дело никто и впутываться не будет вне церкви, ибо они говорят, что об этой молитве можно даже и говорить только в церкви. Заговорите с русскими о заповедях, они ска жут, что они были даны Моисею в законе, кото рый был отменен достойными почитания стра даниями и смертью Христа. А потому мы (гово рят русские), соблюдаем их плохо или вовсе не соблюдаем. И в этом я им верю, ибо если их на чать испытывать одновременно во всем их цер ковном законе и заповедях, то согласия было бы немного. Таинство причащения совершается у них под обоими видами и с большей торжественностью, чем у нас. Они выносят дары в чаше под обоими видами сразу и носят их по всей церкви на голо ве священника, и так действуют каждый раз, как это потребуется. Они ставят большое количе ство свечей и часто жертвуют деньги, которые мы в Англии называем "деньгами по душе" (soule репсе), и все с такими церемониями, что я их и пересказать не могу. Isaac Massa, from a portrait by F. Hals
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz