Живая Арктика. 2003, №1.

Первый коммерческий рейс на Северный полюс ледокола "Россия". Август, 1990 За первые шесть навигаций, каждая из которых продолжалась более ста суток, была подтверждена проектная автоном­ ность плавания атомохода "Ленин" на од­ ной загрузке ядерного топлива. И что, по­ жалуй, самое важное, ни в эти годы, ни в последующие на судне не было ни одного радиационного инцидента, который пред­ ставлял бы угрозу экипажу и окружающей среде. Не случалось подобных событий и на атомных ледоколах второго, третьего по­ коления и атомном лихтеровозе-контейне- ровозе "Севморпуть". Техническая сторона дела не замедли­ ла отразиться на результатах нового этапа осво­ ения Арктики. Перечислить все достигнутое на протяжении нескольких десятилетий в одной ста­ тье просто невозможно, а потому вспомним лишь некоторые наиболее значительные вехи. 1961 год, октябрь. Высадка с борта ато­ мохода "Ленин" на льдину в районе острова Вран­ геля дрейфующей станции "Северный полюс-10". 1970 год. Начиная с 1970 года навигационный период в Арктике был продлен с 5 до 10 меся­ цев. Объем перевозок грузов в зимний период увеличился в 36 раз. 1971 год, май. Высокоширотный рейс, се­ вернее всех островов Евразии, атомохода "Ленин", осуществившего проводку из Мурманска на Даль­ ний Восток ледокола "Владивосток". Через 7 лет аналогичным путем атомоход "Сибирь" уже прове­ дет транспортное судно "Капитан Мышевский". 1977 год. 17 августа атомоход "Арктика" впер­ вые в надводном плавании достиг географичес­ кой точки Северного полюса. (Руков. экспедиции Т.Б. Гуженко, капитан Ю.С. Кучиев) 1978 год. 1 мая состоялся необычайно ран­ ний приход вДудинку каравана судов под провод­ кой атомных ледоколов "Сибирь", "Ленин" и ле­ докола "Капитан Сорокин". Положено начало круг­ логодичному плаванию на трассе Мурманск-Ду­ динка для обеспечения грузоперевозок Нориль­ ского комбината. В 1983-м и в 1994 году в аномально тяже­ лой ледовой обстановке атомоходы "Арктика", "Россия" и "Ямал" обеспечивали доставку жите­ лям арктического побережья товаров и грузов для их жизнедеятельности. 1987 год. Состоялся высокоширотный рейс атомного ледокола "Сибирь" с беспрецедентной в истории арктического мореплавания многоце­ левой научной экспедицией. Снят с дрейфующей льдины состав научной станции СП-27, открыта станция СП-29, атомоход достиг Северного по­ люса с научными целями. Начиная с 1977 года почти весь завоз грузов в восточный район Арктики с запада был поручен First commercial journey of ice-breaker “Rossiya" to the North Pole, August 1990 Мурманскому морскому пароходству. Задачи про- мышленно-экономического освоения Крайнего Севера России с годами меняются. Сегодня ос­ новной упор делается на освоение прибрежных и шельфовых месторождений нефти и газа. Иско­ паемые богатства здесь настолько велики, что их называют природной кладовой планеты. Но что­ бы обеспечить их вывоз, необходимо мощное ле­ докольное обеспечение. Таковы некоторые итоги. У России, распола­ гающей наибольшим по протяженности в мире арктическим побережьем, не было иного выбора при освоении богатых природных кладовых, как создать и вывести на трассы Северного морского пути флот, способный противостоять самой су­ ровой стихии на планете. Почти сорок пять лет его стабильной эксплуатации подтвердили, что данная стратегия себя полностью оправдывает. Космонавт Юрий Гагарин и капитан Юрий Кучиев Cosmonaut Yuri Gagarin and Yuri Kuchiyev, captain of atomic-powered “Arktika'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz