Живая Арктика. 2003, №1.
Первый коммерческий рейс на Северный полюс ледокола "Россия". Август, 1990 За первые шесть навигаций, каждая из которых продолжалась более ста суток, была подтверждена проектная автоном ность плавания атомохода "Ленин" на од ной загрузке ядерного топлива. И что, по жалуй, самое важное, ни в эти годы, ни в последующие на судне не было ни одного радиационного инцидента, который пред ставлял бы угрозу экипажу и окружающей среде. Не случалось подобных событий и на атомных ледоколах второго, третьего по коления и атомном лихтеровозе-контейне- ровозе "Севморпуть". Техническая сторона дела не замедли ла отразиться на результатах нового этапа осво ения Арктики. Перечислить все достигнутое на протяжении нескольких десятилетий в одной ста тье просто невозможно, а потому вспомним лишь некоторые наиболее значительные вехи. 1961 год, октябрь. Высадка с борта ато мохода "Ленин" на льдину в районе острова Вран геля дрейфующей станции "Северный полюс-10". 1970 год. Начиная с 1970 года навигационный период в Арктике был продлен с 5 до 10 меся цев. Объем перевозок грузов в зимний период увеличился в 36 раз. 1971 год, май. Высокоширотный рейс, се вернее всех островов Евразии, атомохода "Ленин", осуществившего проводку из Мурманска на Даль ний Восток ледокола "Владивосток". Через 7 лет аналогичным путем атомоход "Сибирь" уже прове дет транспортное судно "Капитан Мышевский". 1977 год. 17 августа атомоход "Арктика" впер вые в надводном плавании достиг географичес кой точки Северного полюса. (Руков. экспедиции Т.Б. Гуженко, капитан Ю.С. Кучиев) 1978 год. 1 мая состоялся необычайно ран ний приход вДудинку каравана судов под провод кой атомных ледоколов "Сибирь", "Ленин" и ле докола "Капитан Сорокин". Положено начало круг логодичному плаванию на трассе Мурманск-Ду динка для обеспечения грузоперевозок Нориль ского комбината. В 1983-м и в 1994 году в аномально тяже лой ледовой обстановке атомоходы "Арктика", "Россия" и "Ямал" обеспечивали доставку жите лям арктического побережья товаров и грузов для их жизнедеятельности. 1987 год. Состоялся высокоширотный рейс атомного ледокола "Сибирь" с беспрецедентной в истории арктического мореплавания многоце левой научной экспедицией. Снят с дрейфующей льдины состав научной станции СП-27, открыта станция СП-29, атомоход достиг Северного по люса с научными целями. Начиная с 1977 года почти весь завоз грузов в восточный район Арктики с запада был поручен First commercial journey of ice-breaker “Rossiya" to the North Pole, August 1990 Мурманскому морскому пароходству. Задачи про- мышленно-экономического освоения Крайнего Севера России с годами меняются. Сегодня ос новной упор делается на освоение прибрежных и шельфовых месторождений нефти и газа. Иско паемые богатства здесь настолько велики, что их называют природной кладовой планеты. Но что бы обеспечить их вывоз, необходимо мощное ле докольное обеспечение. Таковы некоторые итоги. У России, распола гающей наибольшим по протяженности в мире арктическим побережьем, не было иного выбора при освоении богатых природных кладовых, как создать и вывести на трассы Северного морского пути флот, способный противостоять самой су ровой стихии на планете. Почти сорок пять лет его стабильной эксплуатации подтвердили, что данная стратегия себя полностью оправдывает. Космонавт Юрий Гагарин и капитан Юрий Кучиев Cosmonaut Yuri Gagarin and Yuri Kuchiyev, captain of atomic-powered “Arktika'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz