Живая Арктика. 2003, №1.

я р к т и к а и а т о м Владимир Блинов М 5 С О p o w e r a n d t h e A r c t i c • O r * - В августе 1990 года впервые в истории ар­ ктических путешествий атомоход "Рос­ сия" доставил на Северный полюс иностранных туристов. В последующие годы эти рейсы стали регулярно осуществлять по 2-3 раза за летний сезон атомоходы "Советский Союз" и "Ямал". К августу 2002 года уже 41 раз корабли пяти стран побывали на Северном полюсе. Такова новая, во многом коммерческая реаль­ ность плаваний в арктических льдах, пришедшая на смену героике и романтике былыхдесятилетий. И все же. Разве затем создавались, совершенство­ вались в изнурительных баталиях со льдами атом­ ные богатыри, чтобы теперь возить туристов? Не слишком ли ничтожна нынешняя плата за усилия наших предшественников? Как говорят, вопросы остаются. С техникой, преодолевающей громаду льдов, мы сумели разобраться. Но чтобы понять настоящее, прежде надо понять прошлое. Со словом "история" гражданский атомный флот России еще как-то не очень гармонирует. Жив-здоров, слава богу, академик Николай Хлоп- кин, стоявший у истоков создания первого атом­ ного ледокола. Да и у многих моряков Мур­ манского морского пароходства, поныне плава­ ющих вАрктике, есть втрудовых книжках запись: атомный ледокол "Ленин”. Если вам доведется побывать на борту ато­ мохода, мимо этой фотографии никак не пройде­ те - посреди Кольского залива движутся навстре­ чу друг другу ледоколы "Ленин" и "Ермак". Пос­ ледний называют дедушкой русского ледоколь­ ного флота, хотя по справедливости отметим: с него в начале века берет отсчет мировая исто­ рия ледоколостроения. Старенький паровичок, ходивший на угле, незаслуженно порезали на металл в середине 60-х годов, хотя не будь его, любимого детища адмирала С.О. Макарова, вряд ли заладилась судьба первенца атомного флота и его младших братьев. И ведь намеревался ад­ мирал дойти на "Ермаке" до Северного полюса. Да что ледокол. В приполюсные районы на заре века стремились парусно-моторные шхуны "Гер­ кулес", "Святой Фока", "Святая Анна'1... Так уж ус­ троен человек: в дерзких своих замыслах и уст­ ремлениях опережает время, не жалея собствен­ ной жизни. А получилось, в пределах одного века все поворотные достижения цивилизации в час­ ти мореплавания прошли испытание Арктикой - от энергии ветра к энергии пара и до энергии ато­ ма. Только в сооружении ледокола "Ленин" уча­ ствовало около пятисот предприятий, а во главе проекта стояли всемирно признанные ученые академики И.В. Курчатов и А.П. Александров. И все же не столько ради мирового престижа была сконцентрирована огромная энергия ума и воли людей. Как ни покажется удивительным, знаме­ нитое, уже веками отделенное от нас пророче­ ство Ломоносова о могуществе России, которая будет прирастать Сибирью и морями ледовиты­ ми, послужило основанием и для создания атом­ ного ледокольного флота. Сейчас много спорят, стоило ли с нашим рос­ сийским размахом осваивать Север, возводя де­ сятки городов и поселков на арктическом побе­ режье, мало пригодном для цивилизованной жиз­ ни. Говорят о необходимости убрать оседлого человека с Севера, внедрять вахтовый метод... Но прошлое не вернешь, не переделаешь, его можно критиковать, но гораздо полезнее извле­ кать из него уроки ради будущего. Никто в предвоенные годы не мог предпо­ ложить, какие ледоколы способны обеспечить стабильную круглогодовую работу на Северном морском пути, но уже становилось очевидно: Ар­ ктика станет доступной, если произойдет науч­ но-технический прорыв, качественно меняющий стратегию и тактику ледового плавания. ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003 17 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz