Живая Арктика. 2003, №1.

Radio enthusiast Nikolai Schmidt. He first heard the signals from the Nobil expedition. As a result, executed не репрессировали, кажется, одного В.Ю. Визе. Но как же его шельмовали, как оскорбляли, как угрожали ему еще долгие-долгие годы! В конце концов члена-корреспондента АН СССР, лауреа­ та Сталинской премии Визе вынудили покинуть институт, и он нашел пристанище на географи­ ческом факультете ЛГУ, деканом которого был его ученик Герой Советского Союза профессор Вик­ тор Харлампиевич Буйницкий. По словам тех, кто его хорошо знал, был Вла­ димир Юльевич человеком тихим, застенчивым, не способным защитить ни себя, ни других. Но вчитайтесь в его главную историко-географичес- кую книгу "Моря Советской Арктики", и вы будете ошарашены тем, сколько имен загубленных, обо­ лганных арктических исследователей рискнул упомянуть автор монографии, вышедшей отнюдь не в самую светлую пору отечественной демок­ ратии - в 1948 году! Здесь и Евгенов, и Ермола­ ев, и Урванцев, и Лавров. Главный строитель Игарки, награжденный за это в 1934 г. орденом Ленина, начальник треста "Нордвикстрой", при­ званного дать Арктике собственную нефть, Бо­ рис Васильевич Лавров был арестован в 1939 г., илишь совсем недавно выяснилось, что его рас­ стреляли в лагере в самом начале войны. Хватали, сажали, ссылали, мучили и расстре­ ливали полярных гидрографов, полярных геоло­ гов, полярных моряков - капитанов, радистов и механиков. Моряки на Крайнем Севере, надо за­ метить, особо уязвимы: если аварийность на лю­ бом флоте и по сей день весьма велика, то в За­ полярье к непредсказуемой стихии океана при­ бавляется еще стихия льда и многомесячной полярной ночи, и понятно, что редкая навигация на Северном морском пути обходится без проис­ шествий, а то и аварий. Там же, где авария, там вбылые годы мгновенно звучало универсальное слово: "враг". Арктических моряков преследовали и до, и после, и во время Великой Отечественной вой­ ны. Бесследно исчез Дмитрий Сергеевич Дуплиц- кий, руководивший в 1934 г. сквозным плаванием по Северному морскому пути ледокола "Литке" и получивший за тот рейс орден Ленина. Жестоко обошлись с именитым капитаном-ледокольщи- ком Юрием Константиновичем Хлебниковым, ка­ валером ордена Ленина за предвоенные на­ вигации и редчайшего для моряка гражданского флота ордена Нахимова - за войну, за героичес­ кие плавания на ледоколе "Микоян" и других ле­ докольных кораблях. А уже после войны капита­ на Хлебникова отправили, как он любил выра­ жаться, "на сталинский курорт", в шахты Ворку­ ты, где ему предстояло в течение десяти лет быть "почетным шахтером"... Но наступил 1953 год, и Юрий Константино­ вич, промучившись "всего" шесть лет, снова вер­ нулся вАрктику, на капитанский мостик, и года за два до кончины в 1976 году, уже на пороге семи­ десятипятилетия, совершил свой последний рейс на танкере в роли капитана-наставника. Особенно чудовищными выглядят репрессии времен Отечественной войны. 11 сентября 1941 года ледокольный пароход "Садко" наскочил в Карском море на подводную мель. Океан был не­ спокоен, и судно, продержавшись на плаву двое суток, затонуло. Экипаж спасли моряки с подо­ шедшего ледокола "Ленин". Погиб один кочегар, обварившийся паром. И, несмотря на то, что зло­ получная мель не была отмечена ни на одной РЕВОЛЮЦИОННАЯ МОЛНИЯ. С в ер к а е т хи щ н ы е гяаэ. О ск ал ен ы кяыни. Его л р о н і и я з и с о ж гл а Последи*», ос т р ы* а з и а х а р е д и т е л ь с к о * рук». Н ео тр а зи м ая ст р ел а И - х е т с р е д и т е я я ! Его на с ти г л а кара. м о л н и е н о сн о го ударе! Знаіі, враг, ш а г а ющ и й к в р е д и т е л ь с к о й меже? НАШ Ч А С О В ОЙ Н А С Т О Р О Ж И Радиолюбитель Николай Шмидт с построенным им приемо-пере- датчиком. Он первым услышал сигналы терпящей бедствие экс­ педиции Нобиле Slogan on the poster: “GPU. Counterrevolutionary. Saboteur.”, 1936

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz