Живая Арктика. 2003, №1.
Radio enthusiast Nikolai Schmidt. He first heard the signals from the Nobil expedition. As a result, executed не репрессировали, кажется, одного В.Ю. Визе. Но как же его шельмовали, как оскорбляли, как угрожали ему еще долгие-долгие годы! В конце концов члена-корреспондента АН СССР, лауреа та Сталинской премии Визе вынудили покинуть институт, и он нашел пристанище на географи ческом факультете ЛГУ, деканом которого был его ученик Герой Советского Союза профессор Вик тор Харлампиевич Буйницкий. По словам тех, кто его хорошо знал, был Вла димир Юльевич человеком тихим, застенчивым, не способным защитить ни себя, ни других. Но вчитайтесь в его главную историко-географичес- кую книгу "Моря Советской Арктики", и вы будете ошарашены тем, сколько имен загубленных, обо лганных арктических исследователей рискнул упомянуть автор монографии, вышедшей отнюдь не в самую светлую пору отечественной демок ратии - в 1948 году! Здесь и Евгенов, и Ермола ев, и Урванцев, и Лавров. Главный строитель Игарки, награжденный за это в 1934 г. орденом Ленина, начальник треста "Нордвикстрой", при званного дать Арктике собственную нефть, Бо рис Васильевич Лавров был арестован в 1939 г., илишь совсем недавно выяснилось, что его рас стреляли в лагере в самом начале войны. Хватали, сажали, ссылали, мучили и расстре ливали полярных гидрографов, полярных геоло гов, полярных моряков - капитанов, радистов и механиков. Моряки на Крайнем Севере, надо за метить, особо уязвимы: если аварийность на лю бом флоте и по сей день весьма велика, то в За полярье к непредсказуемой стихии океана при бавляется еще стихия льда и многомесячной полярной ночи, и понятно, что редкая навигация на Северном морском пути обходится без проис шествий, а то и аварий. Там же, где авария, там вбылые годы мгновенно звучало универсальное слово: "враг". Арктических моряков преследовали и до, и после, и во время Великой Отечественной вой ны. Бесследно исчез Дмитрий Сергеевич Дуплиц- кий, руководивший в 1934 г. сквозным плаванием по Северному морскому пути ледокола "Литке" и получивший за тот рейс орден Ленина. Жестоко обошлись с именитым капитаном-ледокольщи- ком Юрием Константиновичем Хлебниковым, ка валером ордена Ленина за предвоенные на вигации и редчайшего для моряка гражданского флота ордена Нахимова - за войну, за героичес кие плавания на ледоколе "Микоян" и других ле докольных кораблях. А уже после войны капита на Хлебникова отправили, как он любил выра жаться, "на сталинский курорт", в шахты Ворку ты, где ему предстояло в течение десяти лет быть "почетным шахтером"... Но наступил 1953 год, и Юрий Константино вич, промучившись "всего" шесть лет, снова вер нулся вАрктику, на капитанский мостик, и года за два до кончины в 1976 году, уже на пороге семи десятипятилетия, совершил свой последний рейс на танкере в роли капитана-наставника. Особенно чудовищными выглядят репрессии времен Отечественной войны. 11 сентября 1941 года ледокольный пароход "Садко" наскочил в Карском море на подводную мель. Океан был не спокоен, и судно, продержавшись на плаву двое суток, затонуло. Экипаж спасли моряки с подо шедшего ледокола "Ленин". Погиб один кочегар, обварившийся паром. И, несмотря на то, что зло получная мель не была отмечена ни на одной РЕВОЛЮЦИОННАЯ МОЛНИЯ. С в ер к а е т хи щ н ы е гяаэ. О ск ал ен ы кяыни. Его л р о н і и я з и с о ж гл а Последи*», ос т р ы* а з и а х а р е д и т е л ь с к о * рук». Н ео тр а зи м ая ст р ел а И - х е т с р е д и т е я я ! Его на с ти г л а кара. м о л н и е н о сн о го ударе! Знаіі, враг, ш а г а ющ и й к в р е д и т е л ь с к о й меже? НАШ Ч А С О В ОЙ Н А С Т О Р О Ж И Радиолюбитель Николай Шмидт с построенным им приемо-пере- датчиком. Он первым услышал сигналы терпящей бедствие экс педиции Нобиле Slogan on the poster: “GPU. Counterrevolutionary. Saboteur.”, 1936
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz