Живая Арктика. 2003, №1.
.Ш м и д та о.КОМСОМОЛЕЦ» JM>.Kt)Vt6btULCeO- М-.РоЗѴІ. ІЮНСІ ДмЛіухлѵеексь а л..Ворогш/лова .Ь срга ПИОНЕР1 о.ОК^ЯБРБСНОИ • РЕВОЛЮЦИИ 3 <* j 7. С т а л и *Ц % L Цѵмвр* о.БОЛЫИЕВИК ЛІеутѵок.ов*а, Uiafiiufiiftnbi геологов Н. У[іванцева и Т . Ушакова на Севе/гной Земле м ..Л и .т .г в и х с о « а j *&Sgfi кого The route of Urvanzev and G. Ushakov on Severnaja Semlja Geologist Nikolay Urvantsev (1893-1985) институт - "мы до него только теперь добра лись"... 1937 г. был для Арктики страшен вдвойне: в ходе летней навигации в морях Северного Ледо витого океана застрял во льдах чуть ли не весь арктический флот. И естественно, в системе Глав- севморпути во все возрастающих количествах стали обнаружи ваться "враги". "До- казано,- утвержда лось на очередном заседании в главке, - что одним из мето дов врагов было на время удалиться куда-нибудь подаль ше из центров. А куда? Ясно, что на Север!". А между тем сами непосред ственные участники навигации 1937 г., они же потенциаль ные враги народа , ведать не ведали, что их свобода и жизнь в опасности - опасностей им с лихвой хватало и вАрктике! По чти весь цвет полярной науки собрался в то лето 1937 г. на трех ледокольных пароходах - "Садко", "Г. Седове" и "Малыги не". На борту первого судна на ходилась очередная экспедиция ВАИ во главе с Самойловичем, двадцать первая и последняя по счету его арктическая экспеди ция. На трех пароходах насчи тывалось 217 человек команды и научных сотрудников, а также студентов-гидрографов, прохо дивших на севере производ ственную практику. Все три судна намертво зас тряли в тяжелых льдах к западу от Новосибирских островов, и дрейф повлек их на северо-за пад, через Центральную Аркти ку и околополюсный район, при мерно по тому же маршруту, что проделал в конце XIX в. нансе- новский "Фрам". В Москву на имя О.Ю. Шмид та полетела радиограмма, со ставленная капитанами трех су дов: "Просим назначить началь- — ником дрейфующего кар профессора Самойловича как наиболее автори тетного для всего личного состава". Так он ока зался руководителем "Лагеря трех кораблей", взвалив на свои плечи бремя невероятной ответ ственности за судьбу судов и двух с лишним со тен людей. Исследователь прекрасно понимал, что лю бая неудача будет стоить ему головы. Он зано сил в дневник горькие слова в адрес некомпе тентных и недобросовестных людей, руководив ших в то лето навигацией в Западной и Восточ ной Арктике. "Видя их поразительную нерас порядительность, руководство "Садко" с большой тревогой предусматривало тяжелый итог навига ции". И в том же дневнике несколькими месяца ми позже появляется запись, как бы впитавшая в себя атмосферу той эпохи: "Уже во время зимов ки мы узнали, что наши действия были вреди тельскими..." "Лагерь трех кораблей" уносило все дальше, в сердце Центральной Арктики, жизнь на судах шла напряженно и интересно, ученые наблюда ли за природой, студенты-гидрографы слушали лекции этих ученых, моряки поддерживали жи- Николай Урванцев (1893-1985) ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz