Живая Арктика. 2003, №1.
Владимир Потанин Й Ш Ы Т Ь ИЯ Emerqinq at the North Pole! И дея достижения Северного полюса на подводной лодке насчитывает более трех столетий. Важная роль в ее развитии при надлежит и нашим соотечественникам. В историю подводного мореплавания Россия внесла значительный вклад. Один из первых рус ских проектов "потаенного огненного судна" для ведения боевых действий был сделан во времена Петра I русским матросом-самоучкой Ефимом Никоновым в 1724 г. За рубежом первый такой корабль появился в 1773 году как изобретение американца Д. Бюжнеля. С конца XVIII века проекты подводных лодок бесконечно совершенствовались, и уже к началу русско-японской войны в мире существовала раз витая судостроительная промышленность по из готовлению подводных лодок. В России их стро или Балтийский и Невский судостроительные за воды, в США - фирмы С. Лэйка и Д. Голланда, в Германии - фирма Круппа. Появились и новые проекты использования подводных судов - для арктических экспедиций и достижения Северного полюса. В этих проектах было еще много фантастического, однако ведь и многие идеи Жюля Верна, казавшиеся когда-то совершенно утопическими, в наши дни стали ре альностью, обрели жизнь. Наиболее реально для своего времени рас сматривал вопрос о возможности арктического подводного мореплавания Дмитрий Иванович Менделеев, проявивший себя и инициатором полярных исследований, и выдающимся деяте лем судостроения. Будучи консультантом морского министер ства, Д.И. Менделеев принимал деятельное уча стие в рассмотрении проектов подводных лодок, кораблей, в оборудовании опытного судострои тельного бассейна. В этом бассейне испытыва лась модель ледокола "Ермак". Менделеевым был разработан план высоко широтной научной экспедиции, намеченной им на 1901-1902 годы. В его архивах сохранились на броски специального арктического проекта под водного корабля. Замысел ученого остался неосуществ ленным, но уже несколько лет спустя русские под водники практически доказали возможность пла вания лодок подо льдом. Приоритет ледового и подледного пла вания подводных лодок принадлежит рус ским дальневосточным военным подводни кам: взиму 1905 года подводная лодка "Сом" из Владивостока впервые плавала во льдах, а в 1908 году подводная лодка "Кефаль" в опытном порядке прошла подо льдом 4 мили за 1 час 32 минуты. В 1940 году журнал "Советская Арктика" опубликовал статью инженера А. Тарасова "В Арктику под водой". В ней описан проект ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz