Живая Арктика. 2003, №1.
Лос-Дижціі Слн-Фижциско ПортЛЕИД -АЛЯСКА; ЛЕДОВИТЫЙ М о с к в а ^ т ш ж Летчик Валерий Чкалов (1904-1938) Первая попытка совер шить беспосадочный пере лет по трассе Москва-Се- верный полюс - Северная Америка была предприня та в июле 1935 года С. Ле ваневским. Когда самолет находился над Баренце вым морем, была обнару жена неисправность в по даче масла,что заставило Леваневского повернуть обратно. Первый транс арктический перелет (на самолете "NO- 25") был осуществлен выдающимися пило тами - Героями Советского Союза В.П. Чка ловым (первый пилот), Г.Ф. Байдуковым (второй пилот) и А.В. Беляковым (штурман и радист). Старт был дан в Москве рано ут ром 18 июня 1937 года. Пролетев через Кольский полуостров и Землю Франца- Иосифа, самолет утром 19 июня, то есть через двадцать восемь часов после выле та из Москвы, находился над полюсом. По года была ясная. Отсюда А. Беляков послал следующую радиограмму: "Все в порядке. Перелетели полюс. Попутный ветер. Льды - открытые белые ледяные поля с трещи нами и разводьями. Настроение бодрое. Высота полета 4200 метров". Оставив по люс позади, самолет взял курс на остров Патрика и пролетел над Землей Бэнкса. В штурманском бортовом журнале в это вре мя записано: "Что такое земля Бэнкса? Без жизненный кусок коричневой земли, в ка навках лежит снег, так что вид ячеечный". У мыса Пирс Пойнт самолет вышел на канадское побережье, пролетел над Кана дой, пересек Скалистые горы и в районе Кетчикана вышел на Тихоокеанское побе режье. Следуя вдоль этого побережья, са молет 20 июня сде лал посадку около Портланда (штат Вашинг тон). Всего самолет пробыл в воздухе 63 часа 25 минут, покрыв расстояние свыше 10 тысяч километров. Большей частью само лет держался на высоте около 4 тысяч метров, иног да высота полета достига ла 6 тысяч метров. Три раза он обледеневал. Не прошло и месяца после того, как Чкаловым был совершен удивительный перелет по трансар ктической трассе в Америку, как в Москве стар товал другой самолет, тоже "NO-25", имевший за дачей повторить перелет из Москвы через полюс в Северную Америку и вместе с тем поставить рекорд дального и беспосадочного перелета. На этот раз самолетом командовал Герой Советско го Союза М.М. Громов, а спутниками его были вто рой пилот А.Б. Юмашев и штурман С.А. Данилин. Пролетев над островом Патрика и Землей Бэнкса, самолет Громова взял курс по 120-му ме ридиану, пролетел над Канадой и скалистыми горами, вышел на Тихоокеан ское побережье око ло острова Ванкувер и снизился у Сан- Джасинто, несколько южнее Лос-Анжело- са. Покрыв за 62 часа 17 минут расстояние, несколько превыша ющее 10200 километ ров, Громов побил мировой рекорд дальности при беспо садочном перелете по прямой. Ровно через ме сяц после того, как самолет Громова поднялся в Москве и взял курс на Север ный полюс, с того же аэродрома стартовал другой самолет, также имевший целью пере лететь через полюс в Северную Америку. На этот раз это был четырехмотор ный самолет почтово пассажирского типа "Н-209". Экипаж са молета, во главе которого находился С.А. Лева невский, состоял из шести человек. Полет проте кал в очень тяжелых метеорологических услови ях. 13 августа вскоре после полудня самолет про шел над Северным полюсом, а приблизительно через час с самолета было принято радио, в ко тором сообщалось, что один из моторов остано вился. После этого связь с самолетом прекра тилась. Не подлежит сомнению, что самолет Ле ваневского потерпел катастрофу, но как она про изошла - осталось навеки тайной. Маршруты трансарктических перелетов В.П. Чкалова и М.М. Громова ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003 Сигизмунд Леваневский (1902-1937) перед вылетом на Северный полюс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz