Живая Арктика. 2003, №1.

Лос-Дижціі Слн-Фижциско ПортЛЕИД -АЛЯСКА; ЛЕДОВИТЫЙ М о с к в а ^ т ш ж Летчик Валерий Чкалов (1904-1938) Первая попытка совер­ шить беспосадочный пере­ лет по трассе Москва-Се- верный полюс - Северная Америка была предприня­ та в июле 1935 года С. Ле­ ваневским. Когда самолет находился над Баренце­ вым морем, была обнару­ жена неисправность в по­ даче масла,что заставило Леваневского повернуть обратно. Первый транс­ арктический перелет (на самолете "NO- 25") был осуществлен выдающимися пило­ тами - Героями Советского Союза В.П. Чка­ ловым (первый пилот), Г.Ф. Байдуковым (второй пилот) и А.В. Беляковым (штурман и радист). Старт был дан в Москве рано ут­ ром 18 июня 1937 года. Пролетев через Кольский полуостров и Землю Франца- Иосифа, самолет утром 19 июня, то есть через двадцать восемь часов после выле­ та из Москвы, находился над полюсом. По­ года была ясная. Отсюда А. Беляков послал следующую радиограмму: "Все в порядке. Перелетели полюс. Попутный ветер. Льды - открытые белые ледяные поля с трещи­ нами и разводьями. Настроение бодрое. Высота полета 4200 метров". Оставив по­ люс позади, самолет взял курс на остров Патрика и пролетел над Землей Бэнкса. В штурманском бортовом журнале в это вре­ мя записано: "Что такое земля Бэнкса? Без­ жизненный кусок коричневой земли, в ка­ навках лежит снег, так что вид ячеечный". У мыса Пирс Пойнт самолет вышел на канадское побережье, пролетел над Кана­ дой, пересек Скалистые горы и в районе Кетчикана вышел на Тихоокеанское побе­ режье. Следуя вдоль этого побережья, са­ молет 20 июня сде­ лал посадку около Портланда (штат Вашинг­ тон). Всего самолет пробыл в воздухе 63 часа 25 минут, покрыв расстояние свыше 10 тысяч километров. Большей частью само­ лет держался на высоте около 4 тысяч метров, иног­ да высота полета достига­ ла 6 тысяч метров. Три раза он обледеневал. Не прошло и месяца после того, как Чкаловым был совершен удивительный перелет по трансар­ ктической трассе в Америку, как в Москве стар­ товал другой самолет, тоже "NO-25", имевший за­ дачей повторить перелет из Москвы через полюс в Северную Америку и вместе с тем поставить рекорд дального и беспосадочного перелета. На этот раз самолетом командовал Герой Советско­ го Союза М.М. Громов, а спутниками его были вто­ рой пилот А.Б. Юмашев и штурман С.А. Данилин. Пролетев над островом Патрика и Землей Бэнкса, самолет Громова взял курс по 120-му ме­ ридиану, пролетел над Канадой и скалистыми горами, вышел на Тихоокеан­ ское побережье око­ ло острова Ванкувер и снизился у Сан- Джасинто, несколько южнее Лос-Анжело- са. Покрыв за 62 часа 17 минут расстояние, несколько превыша­ ющее 10200 километ­ ров, Громов побил мировой рекорд дальности при беспо­ садочном перелете по прямой. Ровно через ме­ сяц после того, как самолет Громова поднялся в Москве и взял курс на Север­ ный полюс, с того же аэродрома стартовал другой самолет, также имевший целью пере­ лететь через полюс в Северную Америку. На этот раз это был четырехмотор­ ный самолет почтово­ пассажирского типа "Н-209". Экипаж са­ молета, во главе которого находился С.А. Лева­ невский, состоял из шести человек. Полет проте­ кал в очень тяжелых метеорологических услови­ ях. 13 августа вскоре после полудня самолет про­ шел над Северным полюсом, а приблизительно через час с самолета было принято радио, в ко­ тором сообщалось, что один из моторов остано­ вился. После этого связь с самолетом прекра­ тилась. Не подлежит сомнению, что самолет Ле­ ваневского потерпел катастрофу, но как она про­ изошла - осталось навеки тайной. Маршруты трансарктических перелетов В.П. Чкалова и М.М. Громова ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003 Сигизмунд Леваневский (1902-1937) перед вылетом на Северный полюс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz