Живая Арктика. 2003, №1.
Плакат 1938 г. и.д, Пап группы; полюсе РШльник іков на Северном Э.Т. Кренкель - радии астроном П.П. Ширшов - гидроі блюдения. Результаты их изумили всех: льдину за последние шесть дней отнесло на юго-запад более чем на 120 миль. После того как Кренкель передал эти новые координаты по радио, жители дрейфующей стан ции продолжали осмотр льдины. Он дал самые неутешительные результаты. Оказалось, что льдина треснула под самой палаткой. Немедлен но из палатки была вытащена радиостанция вме сте со всем ценным имуществом и были расстав лены две шелковые палатки. Между тем льдина в течение дня продолжала катастрофически уменьшаться, и к вечеру 1 фев раля ее размер был 30x50 метров. Вокруг нахо дился битый лед. "Все наше огромное поле, на котором восемь месяцев назад совершили посад ку многомоторные воздушные корабли, расколо лось на небольшие куски", - записывает Федо ров в своем дневнике. 3 февраля зи мовщики впервые увидели солнце. 8 февраля жители ледяного об ломка впервые за девять месяцев дрейфа увидели землю. Это были го ры Гренландии. Вечером клагерю очень кстати по дошли три медведя, которых Папани- ну удалось убить. Свежее мясо име лось теперь в изобилии. 12 февраля зимовщикам дрейфу ющей льдины снова пришлось пере жить большое волнение. Утром, когда все они спали, Кренкель громко зак ричал: "Огонь на горизонте!" Все повыскакивали из снежного домика, Федоров навел на огонь тео долит и убедился в том, что это не была звезда. Папанинцы видели свет прожектора с "Таймыра", державшего курс на дрейфующую станцию. В связи с разломом папанинской льдины для снятия с нее людей в на чале февраля из Мурманска было от правлено два ледокольных парохода: "Таймыр" (капитан Б.Д. Барсуков) с тремя легкими самолетами на борту, вышедший в море 3 февраля, и "Мур- ман" (капитан Котцов) с двумя само летами, вышедший 7 февраля. Вмес те с тем срочно ремонтировался "Ер мак", вышедший из Кронштадта вморе в ночь с 9 на 10 февраля. В это же время из базы Северного военногофлота вышла подводная лод ка, дошедшая до острова Ян-Майен, где ввиду успешного продвижения "Таймыра" повернула обратно. О последних минутах на льдине Папанин вспоминает так: "По морской неписаной традиции капитану надлежит последнему поки дать свой корабль. Льдину я покидал также пос ледним. И радостно, и вто же время немного гру стно было расставаться с лагерем, где прошли девять неповторимых месяцев. Но пора уходить. Нарты со снаряжением уже приближались к ко раблю. На высоком снежном холму я поставил флаг СССР, тщательно укрепив древко, чтобы его не повалил ветер, и тогда только ушел". Дрейфующую полярную станцию благодаря выполненным ею научным работам следует при знать самым значительным предприятием, осу ществленным в XX веке в Арктике. Когда работа в Советской Арктике по ее изу чению и освоению достигла невиданного во всем мире размаха, необыкновенно бурно стала разви ваться и советская полярная авиация. Slogan on the poster: "Courageous sons from the land of socialism"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz