Живая Арктика. 2003, №1.

Плакат 1938 г. и.д, Пап группы; полюсе РШльник іков на Северном Э.Т. Кренкель - радии астроном П.П. Ширшов - гидроі блюдения. Результаты их изумили всех: льдину за последние шесть дней отнесло на юго-запад более чем на 120 миль. После того как Кренкель передал эти новые координаты по радио, жители дрейфующей стан­ ции продолжали осмотр льдины. Он дал самые неутешительные результаты. Оказалось, что льдина треснула под самой палаткой. Немедлен­ но из палатки была вытащена радиостанция вме­ сте со всем ценным имуществом и были расстав­ лены две шелковые палатки. Между тем льдина в течение дня продолжала катастрофически уменьшаться, и к вечеру 1 фев­ раля ее размер был 30x50 метров. Вокруг нахо­ дился битый лед. "Все наше огромное поле, на котором восемь месяцев назад совершили посад­ ку многомоторные воздушные корабли, расколо­ лось на небольшие куски", - записывает Федо­ ров в своем дневнике. 3 февраля зи­ мовщики впервые увидели солнце. 8 февраля жители ледяного об­ ломка впервые за девять месяцев дрейфа увидели землю. Это были го­ ры Гренландии. Вечером клагерю очень кстати по­ дошли три медведя, которых Папани- ну удалось убить. Свежее мясо име­ лось теперь в изобилии. 12 февраля зимовщикам дрейфу­ ющей льдины снова пришлось пере­ жить большое волнение. Утром, когда все они спали, Кренкель громко зак­ ричал: "Огонь на горизонте!" Все повыскакивали из снежного домика, Федоров навел на огонь тео­ долит и убедился в том, что это не была звезда. Папанинцы видели свет прожектора с "Таймыра", державшего курс на дрейфующую станцию. В связи с разломом папанинской льдины для снятия с нее людей в на­ чале февраля из Мурманска было от­ правлено два ледокольных парохода: "Таймыр" (капитан Б.Д. Барсуков) с тремя легкими самолетами на борту, вышедший в море 3 февраля, и "Мур- ман" (капитан Котцов) с двумя само­ летами, вышедший 7 февраля. Вмес­ те с тем срочно ремонтировался "Ер­ мак", вышедший из Кронштадта вморе в ночь с 9 на 10 февраля. В это же время из базы Северного военногофлота вышла подводная лод­ ка, дошедшая до острова Ян-Майен, где ввиду успешного продвижения "Таймыра" повернула обратно. О последних минутах на льдине Папанин вспоминает так: "По морской неписаной традиции капитану надлежит последнему поки­ дать свой корабль. Льдину я покидал также пос­ ледним. И радостно, и вто же время немного гру­ стно было расставаться с лагерем, где прошли девять неповторимых месяцев. Но пора уходить. Нарты со снаряжением уже приближались к ко­ раблю. На высоком снежном холму я поставил флаг СССР, тщательно укрепив древко, чтобы его не повалил ветер, и тогда только ушел". Дрейфующую полярную станцию благодаря выполненным ею научным работам следует при­ знать самым значительным предприятием, осу­ ществленным в XX веке в Арктике. Когда работа в Советской Арктике по ее изу­ чению и освоению достигла невиданного во всем мире размаха, необыкновенно бурно стала разви­ ваться и советская полярная авиация. Slogan on the poster: "Courageous sons from the land of socialism"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz