Живая Арктика. 2003, №1.
Ледокол "Красин" П.П. Ширшов, радистом - Э.Т. Кренкель. Для перевозки личного состава и грузов в район полюса были избраны четыре мощ ных четырехмоторных самолета типа "Н-6", специально оборудованных для ар ктических условий. Кроме того в полюс ную эскадрилью входил еще разведыва тельный самолет типа "Н-7". Руководство воздушной экспедицией к Северному по люсу находилось в руках О.Ю. Шмидта, ближайшим помощником которого был на значен М.И. Шевелев; летной частью экс педиции ведал М.В. Водопьянов. Небывалая в истории исследования Арктики экспедиция вылетела из Москвы 22 марта 1937 года в составе пяти самолетов, причем первым снялся разведывательный само лет "СССР Н-166", который пилотировался П.Г. Головиным. Всего на пяти самолетах находилось сорок три человека, и этим самолетам предстоя ло перебросить в район Северного полюса 10,5 тонны груза. Флагманский самолет "СССР Н-170" вел М.В. Водопьянов, самолет "СССР Н-171 - B.C. Молоков, самолет "СССР Н-172"-А.Д. Алек сеев и самолет "СССР Н-169" - И.П. Мазурук. В качестве вторых пилотов в экспедиции прини мали участие известные полярные летчики М.С. Бабушкин, М. И. Козлов, Г.К. Орлов и Я.Д. Мош- ковский. В качестве штурманов на самолетах на ходились И.Т. Спирин (флаг-штурман экспеди ции), В.И. Аккуратов, Н.М. Жуков иА.А. Ритслянд. Синоптиком экспедиции был Б.Л. Дзердзеевский. 21 мая о. Рудольфа покинул флагманский са молет "Н-170", имея на борту, кроме экипажа са молета, О.Ю. Шмидта и весь личный состав дрей фующей станции. В 11 часов 10 минут этот само лет пролетел над полюсом и вскоре совершил посадку на ровное ледяное поле, проле тев по другую сторону полюса около 20 километров. "Впер вые на Северном полюсе про ведена операция такого масш таба, дающая возможность всесторонне изучить центр Ар ктики, о чем давно мечтали лучшие ученые всех стран", - доносил О.Ю. Шмидт в первой радиограмме с полюса. Через два дня по возвра щении летной экспедиции в Москву участники ее были удо стоены самых высоких наград. О.Ю. Шмидту, М.И. Шеве леву, И.Т. Спирину, А.Д. Алек сееву, И.П. Мазуруку, П.Г. Голо вину, М.С. Бабушкину и И.Д. Папанину было присвоено звание Героя Со ветского Союза, а остальным участникам вруче ны ордена Союза ССР. Оставшиеся в Полярном бассейне И.Д. Па- панин, П.П. Ширшов, Е.К. Федоров и Э.Т. Крен кель хорошо обосновались на своей льдине, имевшей в толщину 310 сантиметров. Снаряже ние было продумано до мелочей, и почти все предметы были специально изготовлены для по люсной станции. Жилой дом представлял собой палатку с каркасом из дюралюминиевых труб. Сверху палатка покрывалась брезентом с прокладками из гагачьего пуха. Длина палатки была равна 3,7 метра, ширина 2,5 метра, высота 2 метрам. Вес всего жилья составлял 450 кило граммов. Для научных наблюдений были взяты шелковые палатки. Для получения электроэнер гии на станции имелся ветряк. Он начинал рабо тать при силе ветра в 4 метра в секунду и авто матически останавливался при 14 метрах в се кунду. Этот ветряк заряжал аккумуляторы безот казно. Ввиду возможного раз лома льдины при ледовых сжатиях продовольствие было распределено по трем скла дам, находившимся в различ ных частях льдины. 13 июня к дрейфующей станции прилетела чайка, а еще раньше в окрестностях станции были отмечены чис тик и пуночка. Появление птиц в районе Северного полюса было для всех большой нео жиданностью. 1 августа станцию, отдрей- фовавшую к тому времени до 88-й параллели (на меридиане 56° Е), посетила медведица с двумя медвежатами. К сожа лению, добыть зверей папа- нинцам не удалось. Отто Юльевич Шмидт (1891-1956) 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz