Живая Арктика. 2003, №1.

Ледокол "Красин" П.П. Ширшов, радистом - Э.Т. Кренкель. Для перевозки личного состава и грузов в район полюса были избраны четыре мощ­ ных четырехмоторных самолета типа "Н-6", специально оборудованных для ар­ ктических условий. Кроме того в полюс­ ную эскадрилью входил еще разведыва­ тельный самолет типа "Н-7". Руководство воздушной экспедицией к Северному по­ люсу находилось в руках О.Ю. Шмидта, ближайшим помощником которого был на­ значен М.И. Шевелев; летной частью экс­ педиции ведал М.В. Водопьянов. Небывалая в истории исследования Арктики экспедиция вылетела из Москвы 22 марта 1937 года в составе пяти самолетов, причем первым снялся разведывательный само­ лет "СССР Н-166", который пилотировался П.Г. Головиным. Всего на пяти самолетах находилось сорок три человека, и этим самолетам предстоя­ ло перебросить в район Северного полюса 10,5 тонны груза. Флагманский самолет "СССР Н-170" вел М.В. Водопьянов, самолет "СССР Н-171 - B.C. Молоков, самолет "СССР Н-172"-А.Д. Алек­ сеев и самолет "СССР Н-169" - И.П. Мазурук. В качестве вторых пилотов в экспедиции прини­ мали участие известные полярные летчики М.С. Бабушкин, М. И. Козлов, Г.К. Орлов и Я.Д. Мош- ковский. В качестве штурманов на самолетах на­ ходились И.Т. Спирин (флаг-штурман экспеди­ ции), В.И. Аккуратов, Н.М. Жуков иА.А. Ритслянд. Синоптиком экспедиции был Б.Л. Дзердзеевский. 21 мая о. Рудольфа покинул флагманский са­ молет "Н-170", имея на борту, кроме экипажа са­ молета, О.Ю. Шмидта и весь личный состав дрей­ фующей станции. В 11 часов 10 минут этот само­ лет пролетел над полюсом и вскоре совершил посадку на ровное ледяное поле, проле­ тев по другую сторону полюса около 20 километров. "Впер­ вые на Северном полюсе про­ ведена операция такого масш­ таба, дающая возможность всесторонне изучить центр Ар­ ктики, о чем давно мечтали лучшие ученые всех стран", - доносил О.Ю. Шмидт в первой радиограмме с полюса. Через два дня по возвра­ щении летной экспедиции в Москву участники ее были удо­ стоены самых высоких наград. О.Ю. Шмидту, М.И. Шеве­ леву, И.Т. Спирину, А.Д. Алек­ сееву, И.П. Мазуруку, П.Г. Голо­ вину, М.С. Бабушкину и И.Д. Папанину было присвоено звание Героя Со­ ветского Союза, а остальным участникам вруче­ ны ордена Союза ССР. Оставшиеся в Полярном бассейне И.Д. Па- панин, П.П. Ширшов, Е.К. Федоров и Э.Т. Крен­ кель хорошо обосновались на своей льдине, имевшей в толщину 310 сантиметров. Снаряже­ ние было продумано до мелочей, и почти все предметы были специально изготовлены для по­ люсной станции. Жилой дом представлял собой палатку с каркасом из дюралюминиевых труб. Сверху палатка покрывалась брезентом с прокладками из гагачьего пуха. Длина палатки была равна 3,7 метра, ширина 2,5 метра, высота 2 метрам. Вес всего жилья составлял 450 кило­ граммов. Для научных наблюдений были взяты шелковые палатки. Для получения электроэнер­ гии на станции имелся ветряк. Он начинал рабо­ тать при силе ветра в 4 метра в секунду и авто­ матически останавливался при 14 метрах в се­ кунду. Этот ветряк заряжал аккумуляторы безот­ казно. Ввиду возможного раз­ лома льдины при ледовых сжатиях продовольствие было распределено по трем скла­ дам, находившимся в различ­ ных частях льдины. 13 июня к дрейфующей станции прилетела чайка, а еще раньше в окрестностях станции были отмечены чис­ тик и пуночка. Появление птиц в районе Северного полюса было для всех большой нео­ жиданностью. 1 августа станцию, отдрей- фовавшую к тому времени до 88-й параллели (на меридиане 56° Е), посетила медведица с двумя медвежатами. К сожа­ лению, добыть зверей папа- нинцам не удалось. Отто Юльевич Шмидт (1891-1956) 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz