Живая Арктика. 2003, №1.

First radio programme from South Pole by O. Schmidt, 1937 Вильери, инженер Трояни, техник Чечиони, ра­ дист Бьяджи и мертвый машинист Помелла (Че­ чиони и Помелла были участниками полета "Нор- ге" в 1926 году.) У Нобиле были сломаны ноги и рука, у Мальмгрена - рука, у Чечиони - нога, ос­ тальные отделались легкими ушибами. Сразу же после этого в различных странах были приняты меры к спасению итальянцев. В спасательных операциях участвовали восемнад­ цать морских судов, двадцать один самолет и около полутора тысяч человек. Решающими, од­ нако, оказались операции, которые были пред­ приняты со стороны СССР. Вместе с тем трагическая судьба "Италии" повлекла за собой много человеческих жертв. Кроме восьми человек с "Италии" погиб весь лич­ ный состав самолета "Латам" - в числе шести человек, вместе с известным полярным исследователем норвежцем Р Амундсеном, французским летчиком Гильбо и норвежским лет­ чиком Дитриксоном (после­ дний участвовал всамолетной экспедиции Амундсена в 1925 году). "Латам" 18 июня выле­ тел из Тромсе на помощь бед­ ствовавшим итальянцам и пропал без вести. По-видимо­ му, самолет упал в море, еще не долетев до Медвежьего ос­ трова. 1 сентября у северных берегов Норвегии был найден один из поплавков с "Латама". Наконец в связи с трагедией "Италии" погибли на обратном пути со Шпицбергена домой итальянские летчики Пензо, Крозио и Делла Гатта. Кратковременные переле­ ты через полюс, конечно, не обеспечивали проведения ши­ роких научно-исследовательс- ких работ. Только весьма немногое уда­ валось в этом отношении выполнить и во время пеших переходов по арктическо­ му паку. В двадцатых годах XX века Нан­ сен выступил с совершенно новым про­ ектом изучения центральной части Арк­ тики. Он предложил устроить с помощью мощного дирижабля научную станцию на дрейфующем льду Полярного бассейна. Эта станция должна была действовать в течение года, после чего личный состав станции вместе с собранными научными материалами должен был быть снят тем же дирижаблем. Этот проект казался большинству ученых слишком смелым, почти фантастическим. По мере того как все шире и шире раз­ вертывались исследовательские работы в Со­ ветской Арктике, закрывалось одно белое пятно за другим, осваивались полярные моря и остро­ ва, взоры российских ученых все чаще устрем­ лялись на ту часть Арктики, которая лежит к се­ веру от мелководных морей материковой отмели и которая еще вовсе не была затронута советс­ кими исследованиями. В 1936 году Главное управление Северного морского пути разработало проект организации станции на дрейфующих льдах Полярного бас­ сейна. В качестве базы для самолетов был из­ бран остров Рудольфа на Земле Франца- Иосифа. Летом 1936 года на острове Рудольфа при помощи ледокольного парохода "Русанов" была устроена самолетная база. Под руководством И.Д. Папанина здесь были выстроены два жилых дома, радиостанция, радиомаяк, баня, гараж, два технических склада и один продовольственный. На базу было завезено большое коли- Пѳрвую радиограмму с Сев. полюса отправляет О. Шмидт. 1937 г. чество горючего для самоле­ тов и запасные части, два трактора и два вездехода, а также значительная часть продовольственных грузов и снаряжения для дрейфующей станции, устройство которой было намечено правитель­ ством на весну 1937 года. Станцию на дрейфующих льдах предполагалось осно­ вать вблизи географического полюса. Начальником дрей­ фующей станции, получившей название "Северный полюс", был назначен И.Д. Папанин, астрономом - Е.К. Федоров, гидрологом и биологом - Рудольф Самойлович (1881-1939) ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz