Живая Арктика. 2003, №1.

Маршруты экспедиций по спасению "Италии" Место г*бея * .. Италии ,АреЯфгрупт7 \ Нобиле оБслыи оЛистерЗам. оДатский^! Путь на север ОбрвТНЬ'Й путь Д рейф во льдах Полеты Чу»новс- кого и бабуш ­ кина сал впоследствии Амундсен, - первый полет от континента до континента через Северный полюс был завершен, и при этом ни один волос не упал ни с чьей головы". Вскоре после перелета "Норге” итальянец Умберто Нобиле, принимавший участие в этом перелете в качестве водителя дирижабля, выра­ ботал проект новой экспедиции на воздушном ко­ рабле в Центральную Арктику, которая должна была преследовать преимущественно научно-ис- следовательские цели. Экспедиция Нобиле, осу­ ществленная на дирижабле "Италия" (объемом в 18 800 кубических метров) в 1928 году, закон­ чилась трагедией. "Италия" стартовала в Кингсбее 23 мая, и в 10 часов 20 минут 24 мая дирижабль был над Северным полюсом, где Понтремоли выполнил магнитные наблюде­ ния. Проектировавша­ яся высадка партии людей на лед с целью производства океаног­ рафических исследо­ ваний не удалась вследствие неблагоп­ риятных атмосферных условий. На обратном пути, _____________________ не долетев до Шпиц­ бергена, дирижабль из-за внезапной поте- всему конец". Это было 25 мая в 10 часов 30 ми­ нут. Вся катастрофа продолжалась 2-3 минуты". Потеряв во время удара о лед в весе около двух тонн, дирижабль быстро поднялся и улетел в восточном направлении. Левая часть гондолы оставалась на дирижабле. В ней находилось шесть человек. К счастью путешественников, во время ка­ тастрофы на лед выпало значительное коли­ чество продовольствия, И - что было особенно важно - здесь же оказа- лась маленькая поле- "ITALI... NOBILE... Умберто Нобиле (1885-1978) FRANC ... UOSEF... SOS... SOS... SOS ... TERRI... TENO... EHH". После катастрофы "Италии" на морском льду, к северу от Шпицбергена, осталось одиннадцать человек: Нобиле, Мальмгрен, Понтремоли, Бего- унек, капитаны Дзаппи и Мариано, лейтенант Б.Г. Чухновский (1898-1975) ри газа стал падать со скоростью полуметра в секунду. Полная работа моторов не могла оста­ новить это падение. Последовавшую затем катастрофу Нобиле описывает так: "Стало ясно, что спасения не было, - падение на лед было неизбежно. Я при­ казал остановить моторы, чтобы избежать взры­ ва при ударе о лед. Между тем расстояние меж­ ду гондолой и льдом уменьшилось до каких-ни- будь 10 метров. Я отошел от окна. С поразитель­ ной ясностью вспоминаются мне те жуткие мгно­ вения. Мальмгрен потерял равновесие и бросил­ ся ко мне с искаженным от ужаса лицом. Инстин­ ктивно я схватился за руль в надежде еще ус­ петь направить "Италию" на ровное ледяное по­ ле, но было уже слишком поздно. Лед, со­ стоявший из хаотических нагромождений, был совсем близок... Вот и удар. С ужасным, от­ вратительным треском гондола коснулась льда... Я ударился обо что-то головой и сразу же почув­ ствовал, как какая-то тяжесть наваливается на меня и давит со всех сторон. Ясно почувствовал, как что-то сломалось во мне. В это время на мою спину упал тяжелый предмет, опрокинул меня, и я полетел вниз головой. Инстинктивно закрыл глаза, и в голове молнией прошла мысль: "теперь Route for the rescue expedition for "Italy"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz