Живая Арктика. 2003, №1.

Руаль Амундсен с медведицей Марией Амундсен задумал перелет на двух лета­ ющих лодках типа Н- 24 и Н-25 со Шпиц­ бергена на Северный полюс и обратно. Амундсену уда­ лось достать деньги - пени благодаря аме­ риканцу Линкольну Элворту. И в один прекрасный день 1925 года обе маши­ ны поднялись в воз­ дух, направляясь к 90-му градусу северной широты. Но пришлось совершить вынужденную посад­ ку на 88 градусе. Один из самолетов потерпел аварию. После нечеловеческих усилий Амундсен и его товарищи сумели все же возвратиться об­ ратно на втором самолете. Им пришлось постро­ ить в ледовой пустыне целых пять аэродромов, и лишь последний из них оказался достаточно ве­ лик, чтобы Ялмару Рисеру Ларсену удалось под­ нять машину в воздух. Итак, снова неудача. Но мир вознаградил его за отвагу, и рассказ об опасных днях в ледовой пустыне обошел весь мир. Ну, а что же теперь? Теперь Амундсен реша­ ет попытать счастья на дирижабле. За невероят­ но короткий срок ему снова удалось достать не­ обходимые финансовые средства, и в мае 1926 года он стартует со Шпицбергена на дирижабле "Норвегия", взяв курс вТэллер на Аляске. Он до­ стиг своей цели. Отвага и настойчивость Амундсена принес­ ли ему в конце концов победу. Благодаря несги­ баемой силе воли он осуществил то, о чем меч­ тал в свои юношеские годы. В день рождения Руаля Амундсена в 1926 году в крепости Акерсхюс состоялось народное гулянье, ижители норвежской столицы сердечно приветствовали участников полярной экспеди­ ции. Невозможно забыть той минуты, когда два великих полярника, Нансен и Амундсен, вышли вместе, стройные и гордые, с сединой в волосах, но с юным задором в глазах. Нансен посвятил своему другу взволнованную речь, отметив, что у норвежцев есть все основа­ ния гордиться последней замечательной экспе­ дицией Амундсена. Благодаря его неутомимой деятельности, сказал Нансен, над страной подул свежий ветер, воздействие которого будет сказы­ ваться и в будущем. Амундсен был верен само­ му себе и тем целям, которые он наметил. Его пример - светлый и зажигательный - пойдет на спустя всего лишь несколько часов, уже мог про­ честь об этом обычном, но, однако, довольно спе­ циальном событии. Сообщение с Южного по­ люса, с 90-го градуса южной широты, дошло до города Осло с помощью современных телетай­ пов всего за 20 минут! И когда журналист вернул­ ся домой, в редакции газеты лежало ему письмо от посредника, передающего сообщения по пути, с извинением о том, что телетайпное сообщение по недоразумению запоздало на 8 минут. После Южного полюса и после того, как на­ чавшаяся первая мировая война помешала но­ вой арктической экспедиции на "Фраме", Амунд­ сен осуществил первый из трех походов на но­ вом полярном судне "Мод" по Северо-восточно- му проходу. Экспедиция продолжалась три года. Затем последовал новый поход во льды, чтобы повторить дрейф Фритьофа Нансена. И, наконец, в последней из трех экспедиций Амундсен имел на борту два само­ лета, планируя, вчастности, пере­ лет через Северный Ледовитый океан с запада на восток. Но сделать ему это не удалось, уже в ходе первых пробных полетов оба самолета раз­ бились о лед. И снова домой - добывать финансо­ вые средства на новые экспедиции. Но дело продвига­ лось туго, люди не всегда были к нему достаточно щед­ ры. Ведь экспеди­ ция на "Мод" про­ шла не столь удач­ но. Что же теперь затеял этот чело­ век? Оказывается, Старт дирижабля "Норвегия" ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz