Живая Арктика. 2003, №1.
Руаль Амундсен с медведицей Марией Амундсен задумал перелет на двух лета ющих лодках типа Н- 24 и Н-25 со Шпиц бергена на Северный полюс и обратно. Амундсену уда лось достать деньги - пени благодаря аме риканцу Линкольну Элворту. И в один прекрасный день 1925 года обе маши ны поднялись в воз дух, направляясь к 90-му градусу северной широты. Но пришлось совершить вынужденную посад ку на 88 градусе. Один из самолетов потерпел аварию. После нечеловеческих усилий Амундсен и его товарищи сумели все же возвратиться об ратно на втором самолете. Им пришлось постро ить в ледовой пустыне целых пять аэродромов, и лишь последний из них оказался достаточно ве лик, чтобы Ялмару Рисеру Ларсену удалось под нять машину в воздух. Итак, снова неудача. Но мир вознаградил его за отвагу, и рассказ об опасных днях в ледовой пустыне обошел весь мир. Ну, а что же теперь? Теперь Амундсен реша ет попытать счастья на дирижабле. За невероят но короткий срок ему снова удалось достать не обходимые финансовые средства, и в мае 1926 года он стартует со Шпицбергена на дирижабле "Норвегия", взяв курс вТэллер на Аляске. Он до стиг своей цели. Отвага и настойчивость Амундсена принес ли ему в конце концов победу. Благодаря несги баемой силе воли он осуществил то, о чем меч тал в свои юношеские годы. В день рождения Руаля Амундсена в 1926 году в крепости Акерсхюс состоялось народное гулянье, ижители норвежской столицы сердечно приветствовали участников полярной экспеди ции. Невозможно забыть той минуты, когда два великих полярника, Нансен и Амундсен, вышли вместе, стройные и гордые, с сединой в волосах, но с юным задором в глазах. Нансен посвятил своему другу взволнованную речь, отметив, что у норвежцев есть все основа ния гордиться последней замечательной экспе дицией Амундсена. Благодаря его неутомимой деятельности, сказал Нансен, над страной подул свежий ветер, воздействие которого будет сказы ваться и в будущем. Амундсен был верен само му себе и тем целям, которые он наметил. Его пример - светлый и зажигательный - пойдет на спустя всего лишь несколько часов, уже мог про честь об этом обычном, но, однако, довольно спе циальном событии. Сообщение с Южного по люса, с 90-го градуса южной широты, дошло до города Осло с помощью современных телетай пов всего за 20 минут! И когда журналист вернул ся домой, в редакции газеты лежало ему письмо от посредника, передающего сообщения по пути, с извинением о том, что телетайпное сообщение по недоразумению запоздало на 8 минут. После Южного полюса и после того, как на чавшаяся первая мировая война помешала но вой арктической экспедиции на "Фраме", Амунд сен осуществил первый из трех походов на но вом полярном судне "Мод" по Северо-восточно- му проходу. Экспедиция продолжалась три года. Затем последовал новый поход во льды, чтобы повторить дрейф Фритьофа Нансена. И, наконец, в последней из трех экспедиций Амундсен имел на борту два само лета, планируя, вчастности, пере лет через Северный Ледовитый океан с запада на восток. Но сделать ему это не удалось, уже в ходе первых пробных полетов оба самолета раз бились о лед. И снова домой - добывать финансо вые средства на новые экспедиции. Но дело продвига лось туго, люди не всегда были к нему достаточно щед ры. Ведь экспеди ция на "Мод" про шла не столь удач но. Что же теперь затеял этот чело век? Оказывается, Старт дирижабля "Норвегия" ЖИВАЯ АРКТИКА, май 2003
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz