Живая Арктика. 2003, №1.

Р. Амундсен в каюте на судне "Мод" и у мыса Нильсен повстречал Амундсен китобой­ ную шхуну "Кристиан Хансен" - она была из Сан- Франциско. У капитана китобойной шхуны было с собой несколько газет, и в них Амундсен прочитал, что между Норвегией и Швецией идет война. Прошло много времени, прежде чем Амундсен узнал, что на самом деле этого не было. Но потребовалось еще больше времени, прежде чем "Иоа" прибыла в Сан-Франциско. Там она стояла на приколе до 1972-го, после чего "Иоа" была перевезена в го­ род Осло и установлена в Норвежском Морепла­ вательном музее. Да, в Сан-Франциско Амундсен и его спутни­ ки попали совсем не скоро: после того, как "Иоа" рассталась с американским китобоем и взяла курс на юг, судно оказалось зажатым паковыми льдами вблизи Кинг-Пуанта у побережья Аляски и лишь через десять месяцев вырвалось из ле­ дового плена. Чтобы оповестить мир о покорении Северо- западного прохода, Амундсен вместе с одним американцем проехал на собаках 700 километ­ ров по безлюдным местам, преодолев горы вы­ сотой в 3000 метров, чтобы попасть в Игл-сити, где находилась ближайшая телеграфная станция. Фритьоф Нансен был одним из тех, кто сказал: "До встречи!" штурману Амундсену, отправлявшемуся на зимовку с экспедицией бельгийца Жерлаше на судне "Бельжика", ко­ торое должно было стать его домом в тече­ ние долгих 13-ти месяцев в южных льдах. В Тромсе начинались многие походы, и именно в этот городок приехал Амундсен по­ добрать себе подходящую шхуну для пла­ вания во льдах. Теперь он хотел найти се­ верный магнитный полюс и попытаться, пока он будет в тех краях, проплыть через Севе- ро-западный проход. На протяжении последних 400 лет не менее 50-60 экспедиций пытались решить эту задачу, но никому из них не удалось этого сде­ лать. Нансен,однако, верил в Руаля Амундсена, итот, полный самых радужных надежд, купил не­ большую рыбацкую шхуну "Иоа", водоизмещени­ ем всего лишь в 45 тонн. Это было жидкое суденышко, но Амундсен знал, что делал. Капитально отремонтировав шхуну, Руаль Амундсен вышел в Северный Ле­ довитый океан проверить, на что она способна, и не одну ночь провел он вместе со старыми мо­ ряками, слушая их рассказы о льдах, коварном и ненасытном океане, о жестоких штормах. Когда "Иоа" вернулась вТромсе, вновь потре­ бовался ремонт, но у Амундсена не было на это денег. Но и это обошлось, между прочим, благо­ даря трем зажиточным людям из Фредрикстада, которые дали ему сумму в 30 тысяч крон. Когда в ночь на 17 июня 1903 года "Иоа" по­ кидала Христианию, провожающих было немно­ го, но не это было главное. Намного важнее было то, что Фритьоф Нан­ сен мог сообщить о том, что он уладил дела с кредиторами, которые намеревались приостано­ вить всю полярную экспедицию. Сначала "Иоа" направилась к острову Дал- римпле у северо-западной части Гренландии, где были взяты на борт провиант и собаки. Любопытно отметить, что среди тех, кто по­ могал грузить судно, находился датчанин Кнуд Расмуссен, позднее известный полярный ис­ следователь. 12 сентября "Иоа" бросила якорь у южно­ го берега Земли Короля Уильямса, недалеко от северного магнитного полюса, посреди той самой ледовой пустыни, где нашла свою судь­ бу экспедиция Франклина. Северный магнитный полюс крайне под­ вижен, и лишь с огромным трудом экспеди­ ции удалось установить его местонахождение. Длительное время, целых два года, они провели в море. Осенью 1905 года "Иоа" дей­ ствительно вышла в Северо-западный проход, Амундсен и Нансен с дочерью Лив

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz