Живая Арктика. 2003, №1.

Смерть Беринга зимой 1741 г. Bering’s death, winter 1741 ца-Иосифа встретил на мысе Флора английского исследовате­ ля Джексона. Возвращение Ф. Нансена, а затем прибытие на ро­ дину в Норвегию "Фрама" отмече­ но как большой национальный праздник. 1897 - Вице-адмирал С.О. Мака­ ров на пароходе "Иоанн Кронш­ тадтский" совершил с Мурмана плавание для осмотра морского пути на р. Обь и Енисей. Адмирал Макаров, выдающийся флото­ водец и знаток корабельного дела, первым предложил постро­ ить мощный ледокол для поддер­ жания навигации в северных ледовитых морях. С помощью ледокола Макаров предполагал произве­ сти научное исследование Ледовитого океана и организовать правильное грузовое пароходное сооб­ щение с Обью и Енисеем. В записке, составленной Макаровым в 1897 году, он утверждал также, что с ледоколом можно "пройти к Северному полюсу и составить карты всех не описанных еще мест Северного Ледовитого океана". В этой записке Макаров отметил, что "содержание большого ледоко­ ла на Ледовитом океане может иметь и стратегическое значение, дав возможность нам при нужде передвинуть флот в Тихий океан кратчайшим и безопаснейшим в военном отношении путем". 1897 - В июле началась Экспедиция Соломона Андрэ на воздушном шаре к Северному полюсу. Бе­ зуспешные попытки проникнуть к полюсу по льду, на санях и пешком натолкнули исследователя на мысль испробовать воздушный путь. Следует отметить, что ученые и полярные путешественники уже сдавних пор стали изыскивать для проникновения в недоступные области земного шара новые сред­ ства, обещающие избавить их от тяжелой борьбы со льдами. В архивах начала XVIII века сохранилось прошение ученого монаха из Португалии Бартоломео Лоренцо Гусмао о выдаче ему привилегии на изобретенный им воздушный шар. Монах писал, что "изобрел машину для передвижения по воздуху так же, как это делается по земле или по морю, но с гораздо большей скоростью... При помощи этой машины можно будет доставлять в армию и в отда­ ленные земли самые важные известия. Таким же способом могут быть открыты ближайшие к полюсу страны". Но идее Бартоломео Гусмао не суждено было осуществиться. Для экспедиции на Северный полюс по проекту Андрэ был построен специальный воздушный шар "Omen" ("Орел") вместимостью 5100 кубических метров и грузоподъемностью 3000 килограммов. В экспедиции, помимо Андрэ, при­ нимали участие физик Н. Стриндберг и техник К. Френкель. На борт "Орла" были приняты необходи­ мые инструменты, лодки, сани и запас продовольствия на четыре месяца. Местом отправления экс­ педиции Андрэ избрал Шпицберген, где на острове Датском был построен специальный ангар. Дождавшись благоприятного ветра, 11 июля 1897 года Андрэ поднялся в воздух и вылетел на северо-восток, предполагая пересечь Северный Ледови­ тый океан и достичь берегов Америки. В первые два дня полета связь с материком дол­ жна была поддерживаться с помощью голубиной почты, для чего на борт воздушного шара Андрэ взял 50 голубей. 15 июля один из выпущен­ ных голубей принес на базу первые сведения о судьбе воз­ духоплавателей. В записке, доставленной голубем, Андрэ сообщал: "13 июля, 14 часов 30 минут дня, нахожусь на 82° 02' северной широты, 15° 05' Поиски пропавшей экспедиции Франклина Search for Franklin’s lost expedition

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz