Живая Арктика. 2002, №1.

№ 1 (22) сентябрь 2002 1389 - Первое письменное упоминание о гидросиловых установках, использующих падаю­ щую воду как источник энергии в России, - о мель­ ницах на московских реках Яузе и Ходынке - встре­ чается в завещании князя Дмитрия Донского. Лет через 350 водяные колеса ра­ ботали чуть ли не на каждом производстве. Но для этого само предприятие должно быть около реки, что, конечно, не всегда удобно. XIX века (начало) - Паро­ вые машины составляют серь­ езную конкуренцию гидравли­ ческим. (В 1901 году на лесо­ пильных заводах Мурмана ра­ ботало 25 паровых мащин, об­ щей мощностью в 750 л. с.) Но их использование сдерживали транспортные проблемы, свя­ занные с доставкой топлива. Снова пришлось вернуться к энергии воды. В это время многие изобретатели работа­ ли над созданием гидравли­ ческих двигателей. Их назва­ ли гидравлическими турбина­ ми. 1837 - В России плотино- строитель И.Е. Сафонов пост­ роил одну из первых гидрав­ лических турбин, доведя в 1841 году ее КПД до 70 про­ центов. 1849 - Френсис изобрел реактивную турбину с внешним подводом воды. Ак­ тивную, с ковшовыми лопастями, - в 1881 году Пельтон. Эти два принципиальных вида конст­ рукций турбин во множестве вариантов использу­ ются и поныне. 1887 - русский инженер Ф.А. Пироцкий, известный первыми в мире опытами по передаче электроэнергии постоянным током на Волко- вом поле в Петербурге в "Ин­ женерном журнале" впер­ вые высказал идею гидро­ электрической станции (ГЭС). 1888 -М .О . Доливо-Доб- ровольский изобрел метод получения трехфазного тока. В 1891 году он смог пе­ редать напряжение в 8500 вольт на расстояние 175 ки­ лометров, завоевав трех­ фазному току всеобщее при­ знание. 1894 - 25 октября впер­ вые за Полярным кругом на дрейфующем корабле "Фрам" начал работать вет- роагрегат с генератором. Из дневника начальника экспедиции Фритьо фа Нан­ сена: "25 октября в первый раз пустили ветряную мель­ ницу, которая должна была снабжать нас электрическим 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz