Живая Арктика. 2002, №1.

№ 1 (22) сентябрь 2002 К андалакша, расположенная на восточной стороне Кандалакшского залива Белого моря, относится к числу древних северных поселе­ ний, окончательно сложившихся в результате бояр­ ской, промысловой колонизации "Господина Вели­ кого Новгорода”. Любопытно остановиться немно­ го на прошлом Кандалакши, на вопросе о времени ее возникновения как поселенной единицы Помо­ рья. В местной церкви Иоанна Предтечи, начатой постройкой в 1786 г. и представлявшей из себя, правда, не совсем законченный (купол), но харак­ терный памятник типичного северного деревянно­ го зодчества, хранилась грамота епископа архангельского и холмогорского Вениамина, дати­ рованная 1780 г. В ней епископ говорит: "Благосло­ вили мы по прошению Кольского уезда с. Канда­ лакши священника Григория Плотникова с причет­ никами и прихожаны построить в том селе Канда­ лакша во имя Иоанна Предтечи на месте обветша­ лой новую деревянную церковь". Как видно из при­ веденного текста, существующая в настоящее вре­ мя церковь должна была бы быть начата построй­ Старая Кандалакша. 1930 № 1(22) энергетика и экология НА МУРМАНЕ сентябрь 2002 кой в 1780 г. (из-за недостатка средств стройка на­ чалась в 1786 г.) на месте существовавшей, но уже обветшалой церкви. Если учесть нарочито предусматриваемую крепость воздви­ гаемых ранее строений, особенно церковных, и качество строи­ тельного материала (мелко- слойность и смолистость се­ верного леса), и то, что на­ стоящая церковь к 1930 году простояла уже 140 с лишним лет и вовсе не выглядела ветхой, то мож­ но с уверенностью ска­ зать, что первая церковь стояла около 300 лет, бу­ дучи, следовательно,пост­ роенной, по приблизитель­ ному, но не лишенному осно­ ваний определению, в полови­ не XVI столетия. Академик С.Ф Платонов упоминает о Кандалакше как о населенном месте, существовав­ шем в 1566 г. Но еще ранее, в 1526 г., в Кандалак­ ше был основан мужской монастырь "Кокуев", разрушенный, по преданию, шведами в 1590 г. Труд­ но предположить, чтобы основанию монастыря не предшествовали уже прочно сложившиеся религи­ озные верования. Ведь, по словам летописца, свя­ щенники были посланы в Карелию в 1227 г: "Того же лета князь Ярослав Всеволодович послав крес­ ти множество карел мало не вся люди". Священни­ ки отправлялись в уже существующие населенные пункты Поморья, к числу которых нужно отнести и Кандалакшу, так как новгородцы, начавшие коло­ низировать край, раньше всего должны были бы основать в Кандалакше свои фактории, как наибо­ лее удобном по своим естественным гео­ графическим условиям месте у бере­ гов богатого сельдью залива Бело­ го моря. Но, конечно, новгород­ цы не были первыми оби ­ тателями Кандалакши, если вспомнить о том, что каре­ лы осели у берегов Ладож­ ского и Онежского озер уже в VIII веке, откуда затем расселились по Карелии и Финляндии. Кандалакшс­ кий залив, безусловно, дол­ жен был привлечь внима­ ние карел богатством рыбы, место же, где расположена теперь Кандалакша, в силу своего естественно географи­ ческого расположения (река Нива, защищенность залива лесис­ тыми возвышенностями и т. д), являлось наилучшим для поселения. Да и кроме того, свя­ щенники посылались уже после того, как хри­ стианство было принято карелами, не нужно забы­ вать, что новгородцы усиленно насаждали христи­ анство уже около XI столетия. Едва ли будет оши­ бочным утверждение, что в XI столетии Кандалак­ ша уже существовала как поселенный пункт. Под­ тверждением этому отчасти могут служить древние каменные сложения в виде лабиринта, находяще­ гося вблизи Кандалакши (Питькулева губа), назы­ ваемые местными жителями "Вавилоном". В древности весь Ледовитый океан на север от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz