Живая Арктика. 2002, №1.
№ 1 (22) сентябрь 2002 К андалакша, расположенная на восточной стороне Кандалакшского залива Белого моря, относится к числу древних северных поселе ний, окончательно сложившихся в результате бояр ской, промысловой колонизации "Господина Вели кого Новгорода”. Любопытно остановиться немно го на прошлом Кандалакши, на вопросе о времени ее возникновения как поселенной единицы Помо рья. В местной церкви Иоанна Предтечи, начатой постройкой в 1786 г. и представлявшей из себя, правда, не совсем законченный (купол), но харак терный памятник типичного северного деревянно го зодчества, хранилась грамота епископа архангельского и холмогорского Вениамина, дати рованная 1780 г. В ней епископ говорит: "Благосло вили мы по прошению Кольского уезда с. Канда лакши священника Григория Плотникова с причет никами и прихожаны построить в том селе Канда лакша во имя Иоанна Предтечи на месте обветша лой новую деревянную церковь". Как видно из при веденного текста, существующая в настоящее вре мя церковь должна была бы быть начата построй Старая Кандалакша. 1930 № 1(22) энергетика и экология НА МУРМАНЕ сентябрь 2002 кой в 1780 г. (из-за недостатка средств стройка на чалась в 1786 г.) на месте существовавшей, но уже обветшалой церкви. Если учесть нарочито предусматриваемую крепость воздви гаемых ранее строений, особенно церковных, и качество строи тельного материала (мелко- слойность и смолистость се верного леса), и то, что на стоящая церковь к 1930 году простояла уже 140 с лишним лет и вовсе не выглядела ветхой, то мож но с уверенностью ска зать, что первая церковь стояла около 300 лет, бу дучи, следовательно,пост роенной, по приблизитель ному, но не лишенному осно ваний определению, в полови не XVI столетия. Академик С.Ф Платонов упоминает о Кандалакше как о населенном месте, существовав шем в 1566 г. Но еще ранее, в 1526 г., в Кандалак ше был основан мужской монастырь "Кокуев", разрушенный, по преданию, шведами в 1590 г. Труд но предположить, чтобы основанию монастыря не предшествовали уже прочно сложившиеся религи озные верования. Ведь, по словам летописца, свя щенники были посланы в Карелию в 1227 г: "Того же лета князь Ярослав Всеволодович послав крес ти множество карел мало не вся люди". Священни ки отправлялись в уже существующие населенные пункты Поморья, к числу которых нужно отнести и Кандалакшу, так как новгородцы, начавшие коло низировать край, раньше всего должны были бы основать в Кандалакше свои фактории, как наибо лее удобном по своим естественным гео графическим условиям месте у бере гов богатого сельдью залива Бело го моря. Но, конечно, новгород цы не были первыми оби тателями Кандалакши, если вспомнить о том, что каре лы осели у берегов Ладож ского и Онежского озер уже в VIII веке, откуда затем расселились по Карелии и Финляндии. Кандалакшс кий залив, безусловно, дол жен был привлечь внима ние карел богатством рыбы, место же, где расположена теперь Кандалакша, в силу своего естественно географи ческого расположения (река Нива, защищенность залива лесис тыми возвышенностями и т. д), являлось наилучшим для поселения. Да и кроме того, свя щенники посылались уже после того, как хри стианство было принято карелами, не нужно забы вать, что новгородцы усиленно насаждали христи анство уже около XI столетия. Едва ли будет оши бочным утверждение, что в XI столетии Кандалак ша уже существовала как поселенный пункт. Под тверждением этому отчасти могут служить древние каменные сложения в виде лабиринта, находяще гося вблизи Кандалакши (Питькулева губа), назы ваемые местными жителями "Вавилоном". В древности весь Ледовитый океан на север от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz