Живая Арктика. 1999, №3-4.
Ns 3-4 (17-18) декабрь1999 зяйка", - она бережет оленей, выпущенных на волю, ког да хозяева уехали к своим тоням), Чахкливыд (на водо разделе правых притоков р. Туломы и левых притоков р. Колы; чахкли, чакли - маленькие подземные люди саам ских сказаний), Ристикент (ристи - "крест", кент - "се ление", по сказанию здесь находится могила одного из нойдов); много названий с пасс- "святой" в бассейне вер хних притоков р. Лоты. ПРОМЫСЛОВО -ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАЗВАНИЯ Географические названия, связанные с рыбами и рыболовством, сосредоточены в центральной части об ласти, на побережье они в значительной степени утра чены. Название куль - "рыба" соответствует р. Коле, Коль скому заливу и одному из верхних притоков р. Поноя (Кульйок). Видовые названия рыб встречаются наиболее часто в бассейне оз. Имандры, в бассейне р. Колы, по р. Умбе и оз. Умбозеру, по р. Вороньей и оз. Ловозеру, в бассейне р. Лоты. Названия, включающие "кумжу" ( кувч ), распространены в верховьях р. Кицы и в системе Домаш них озер (бассейн р. Колы), к западу от Волчьих тундр, по р. Умбе и оз. Умбозеру, в системе правых нижних при токов р. Вороньей; включающие "гольца" (йидич) - пре имущественно по оз. Имандра, "щуку" ( нуккеш) - в бас сейне притоков р. Лоты и по оз. Имандра, "окуня" ( вуэск ) - по р. Лоте, "хариуса" (соввепь) - в бассейне левых при токов р. Лоты и по р. Печенге, "форель" ( коудшер) - в верховьях р. Титовки, "налима" (вуэшн) - в верховьях р. Лоты; включающие "сига" ( шапп) и "палию" ( равт) - рас сеяны. У группы саамов, проживавших когда-то на берегах оз. Имандра, основным объектом рыбной ловли были го лец, щука и кумжа, у саамов, обитавших по берегам оз. Ловозера, - голец, кумжа и окунь. В зависимости от возраста и качеств оленей, саамы дают им различные названия: кодд, хирвас, чирмек, по- адз, лоппель, ревд, шалмат и другие. Из них поадз мо жет быть отнесен к домашнему оленю как его нарица тельное имя. Вообще саамы резко не разграничивают домашних оленей и диких, а говорят: "домашний - ди карского роду". Поэтому трудно разделить названия, свя занные с оленеводством и охотой на дикого оленя. Рус ско-саамское слово "урдовагь", что значит охотничать, происходит, очевидно, от слова урт - "высота", "плато" показывает, что дикие олени летом пасутся на высотах, богатых ягелем, в безопасности от комаров. Географические названия, так или иначе соответст вующие оленю, встречаются по р. Паз, бассейну оз. Но- тозера (в том числе р. Лота, р. и оз. Гирвас), в северной части Кольского залива, в Монче-тундре и прилегающих тундрах, по Ловозеру и в других местах западной части области. Названия р. Оленицы на Терском берегу, рек Большой и Малой Оленки на Мурманском побережье и многочисленных "оленьих" островов, очевидно, поздние; не сохранилось даже их ранних саамских синонимов. Кроме диких оленей древние саамы, судя по геогра фическим названиям, охотились на бобра ( маий ), песца (нял), белку ( уаррев, уэррев), выдру (чеврес), лося (сэре) и росомаху (кетк, кэтк). Названия с маий - "бобр" и уар рев - "белка" у оз. Имандра преобладают. Очевидно, у древних имандровских саамов белка и бобр были основ ными, кроме дикого оленя, предметами охоты. Интерес но в связи с этим, что Хибинские тундры были районом охоты (например, сохранилось название Эвеслогчорр, от эвес - "пища", запасаемая охотниками в местах охоты). Бесчисленные споры различных групп саамов из-за хи бинских охотничьих угодий отражены в легендах. Названия с маий встречаются также в Печенгском районе (см. ниже), на восточном склоне Хибинских тундр и даже на северном берегу Рыбачьего полуострова. Ши рокое распространение бобра в прошлом на территории области, кроме географических названий, подтвержда ется и указаниями древних русских источников (до XVIII в.). Так, например, в жалованной грамоте 1697 г. гово рится, что "нотозерские лопари бобров бьют" (в настоя щее время бобров в районе Нотозера нет). К местам по селений у оз. Паий-аккъяур (в Печенгском районе) при мыкает ряд названий с маий - "бобр", чеврес - "выдра" и кэтк - "россомаха". Эти животные, вероятно, были ос новными объектами охотничьего промыс ла у Паийаккьяурской группы саамов. В заключение хоте лось бы еще раз под черкнуть, что к геог рафическим названи ям, при всей их текуче сти, все же надо отно ситься, как к тем оскол кам далекого прошло го, которые дают воз можность, наряду с другими данными, хотя бы частично проник нуть вжизнь и мировоз зрение народов, оби тавших в древности на территории нашей Родины. Рис. А. Бенуа 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz