Живая Арктика. 1999, №3-4.
№3-4 (17-18) В 6 К краеведения декабрь 1999 и оз. Неэскимяур (Печенгский район), две весенних - на левом берегу среднего течения р. Лоты. В археологическом отношении зимние стоянки, рас полагавшиеся у озер, казалось бы, менее интересны, чем летние (у моря). Однако надо иметь в виду разделение труда у саамов. На "зимних" стоянках оставались жен щины (преимущественно на тех, которые имеют назва ния кент, кентище), в то время как мужчины шли на рыбную ловлю или кочевали с оленями, образуя промыс ловые стоянки - сийт. Поэтому и зимние стоянки могут дать ценный материал для археолога. Места поселений саамов были выбраны в результа те длительных исканий удобных промысловых точек. Най денное место не забывалось людьми. Очень часто саа мы возвращались на старое ме сто обитания. В этой связи ин тересно, что Кильдинский по гост, бывший ранее, очевидно, на оз. Чудзьявр (см. выше), пос ле многих перемещений, извес тных в историческое время, - от Муномошского погоста на р. Ро сте к острову Кильдин, затем обратно на юг к оз. Кильдинско- му - снова вернулся в 1934 г. к оз. Чудзьявр. Особо надо отметить нали чия мест поселений на берегу моря или озера, вблизи берегов которых находятся "оленьи" ос трова. Это связано с тем, что после отела последней важенки рабочие быки, на которых исполнялась вся работа во вре мя отела, направляются на остров, н а х о д я щ и й ся в б л и з и п о г о с т а в море или на озере, а люди переходят из летних мест, у берега моря, в осен ние, вглубь полуострова. КУЛЬТОВЫЕ И ЭПИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ Основной предмет древнего саамского культа - сей ды, покровители охоты и рыболовства. Это большей ча стью каменные божества, священные камни. Обычно они располагаются на берегах рек и озер, у водопадов, на высоких горах - в наиболее живописных местах. Многие исследователи указывают, что имя умерших ситте или сите доказывает их связь с сейдами. Назва ние ситте, сейд перешло на место погребения умер ших, которое отмечали камнем как бы в виде могильно го памятника. Около этих камней приносились жертвы в честь покойников. С течением времени первоначальное значение этого ритуала забылось, и сейдам стали при давать значение памятников, воздвигнутых в честь пред ков. Места для сейдов имели определенные границы, ко торые, например, запрещалось переступать женщинам. У таких озер с сейдами самая значительная концентра ция названий, связанных с местами поселений. В свете теории происхождения сейдов от могиль ных памятников географические названия, связанные с древними культовыми местами, обнаруживают особен ности, которые позволяют дать некоторые путеводные нити для археологических исследований. В.Ю. Визе было высказано мнение, что всякого рода обожествление сейдов мотивировано тем, что они иног да располагаются на неприступных местах. Нам кажет ся, что это п о з д н е й ш е , расширенное обожествле ние, перенесенное с могильных памятников на другие предметы. Характерно, что культовые названия, связанные с сейдами, располагаются недалеко от мест поселений. Ин тересно указание Кастрена, что у финнов сейды носят название kennta-kiwet, происходящее от финских слов: kennta "стоянка" и kiwi (мн. kiwet) - "камень". На сейдо- вых местах останавливались саамы при своих переко- чевках. Поскольку сейды первоначально были могиль ными памятниками, то некоторые из самых древних за хоронений могут быть на сейдовых местах. Географические на звания саамов, связан ные с культами, разде ляются на две группы. Они могут соответство вать двум основным культам саамов - куль ту высших богов и куль ту сейдов. Названия, связан ные с аккь, акка "жен щина", встречаются в верховьях левых прито ков р. Лоты (Аккьяур), у оз. Палесмозера, у оз. Чудзьявр, у оз. Колвиц- кого и Вялозера, в Кейвах и у оз. Бабьего. На этих куль товых местах нет сейдов, за исключением оз. Бабьего. Кажется очевидным, что эти культовые названия и сей- довые места - разного возраста. Трудно сказать, какие из них старше, так как сейд и акка - очень древние слова, но, несомненно, что назва ния с акка образуют обособленную группу. Может быть, они связаны с матриархатом, существование которого у саамов еще не доказано. Названия этой группы часто обнаруживают связь с местами посещений. В группу с названиями, связанными с сейдами, вхо дит подавляющее большинство древних саамских куль товых мест (сейдов), которые почти всегда находятся у поселений - в бассейнах озер Имандры и Ловозера, реки Лоты и Нотозера и других местах. Их можно разделить на две подгруппы: сейдовые места без сопутствующих им географических названий, связанных с женщиной, и сейдовые места, сопровождаемые ими. Первые распространены в верховьях р. Уры, в вер ховьях левых притоков р. Лоты и Нотозера, в губе Бе лой, оз. Имандра, по северному берегу Чунозера, у сел. Ена, на островах оз. Бабинская Имандра, на южном бе регу Умбозера, к западу от Воронинского погоста, у оз. Вульявр, у оз. Бабьего. Вторые - в Монче-тундре и прилегающих к ней рай онах, у оз. Сейдъявр в Ловозерских тундрах и в других местах, также связанных и с легендами. Частью они от ражаются в географических названиях, например, р. Лота (в отношении этого названия существует два толкования: лоахт - "жертвоприношение"; луот-хозик- "оленья хо 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz