Живая Арктика. 1999, №3-4.

№3-4 (17-18) В 6 К краеведения декабрь 1999 и оз. Неэскимяур (Печенгский район), две весенних - на левом берегу среднего течения р. Лоты. В археологическом отношении зимние стоянки, рас­ полагавшиеся у озер, казалось бы, менее интересны, чем летние (у моря). Однако надо иметь в виду разделение труда у саамов. На "зимних" стоянках оставались жен­ щины (преимущественно на тех, которые имеют назва­ ния кент, кентище), в то время как мужчины шли на рыбную ловлю или кочевали с оленями, образуя промыс­ ловые стоянки - сийт. Поэтому и зимние стоянки могут дать ценный материал для археолога. Места поселений саамов были выбраны в результа­ те длительных исканий удобных промысловых точек. Най­ денное место не забывалось людьми. Очень часто саа­ мы возвращались на старое ме­ сто обитания. В этой связи ин­ тересно, что Кильдинский по­ гост, бывший ранее, очевидно, на оз. Чудзьявр (см. выше), пос­ ле многих перемещений, извес­ тных в историческое время, - от Муномошского погоста на р. Ро­ сте к острову Кильдин, затем обратно на юг к оз. Кильдинско- му - снова вернулся в 1934 г. к оз. Чудзьявр. Особо надо отметить нали­ чия мест поселений на берегу моря или озера, вблизи берегов которых находятся "оленьи" ос­ трова. Это связано с тем, что после отела последней важенки рабочие быки, на которых исполнялась вся работа во вре­ мя отела, направляются на остров, н а х о д я щ и й ­ ся в б л и з и п о г о с т а в море или на озере, а люди переходят из летних мест, у берега моря, в осен­ ние, вглубь полуострова. КУЛЬТОВЫЕ И ЭПИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ Основной предмет древнего саамского культа - сей­ ды, покровители охоты и рыболовства. Это большей ча­ стью каменные божества, священные камни. Обычно они располагаются на берегах рек и озер, у водопадов, на высоких горах - в наиболее живописных местах. Многие исследователи указывают, что имя умерших ситте или сите доказывает их связь с сейдами. Назва­ ние ситте, сейд перешло на место погребения умер­ ших, которое отмечали камнем как бы в виде могильно­ го памятника. Около этих камней приносились жертвы в честь покойников. С течением времени первоначальное значение этого ритуала забылось, и сейдам стали при­ давать значение памятников, воздвигнутых в честь пред­ ков. Места для сейдов имели определенные границы, ко­ торые, например, запрещалось переступать женщинам. У таких озер с сейдами самая значительная концентра­ ция названий, связанных с местами поселений. В свете теории происхождения сейдов от могиль­ ных памятников географические названия, связанные с древними культовыми местами, обнаруживают особен­ ности, которые позволяют дать некоторые путеводные нити для археологических исследований. В.Ю. Визе было высказано мнение, что всякого рода обожествление сейдов мотивировано тем, что они иног­ да располагаются на неприступных местах. Нам кажет­ ся, что это п о з д н е й ш е , расширенное обожествле­ ние, перенесенное с могильных памятников на другие предметы. Характерно, что культовые названия, связанные с сейдами, располагаются недалеко от мест поселений. Ин­ тересно указание Кастрена, что у финнов сейды носят название kennta-kiwet, происходящее от финских слов: kennta "стоянка" и kiwi (мн. kiwet) - "камень". На сейдо- вых местах останавливались саамы при своих переко- чевках. Поскольку сейды первоначально были могиль­ ными памятниками, то некоторые из самых древних за­ хоронений могут быть на сейдовых местах. Географические на­ звания саамов, связан­ ные с культами, разде­ ляются на две группы. Они могут соответство­ вать двум основным культам саамов - куль­ ту высших богов и куль­ ту сейдов. Названия, связан­ ные с аккь, акка "жен­ щина", встречаются в верховьях левых прито­ ков р. Лоты (Аккьяур), у оз. Палесмозера, у оз. Чудзьявр, у оз. Колвиц- кого и Вялозера, в Кейвах и у оз. Бабьего. На этих куль­ товых местах нет сейдов, за исключением оз. Бабьего. Кажется очевидным, что эти культовые названия и сей- довые места - разного возраста. Трудно сказать, какие из них старше, так как сейд и акка - очень древние слова, но, несомненно, что назва­ ния с акка образуют обособленную группу. Может быть, они связаны с матриархатом, существование которого у саамов еще не доказано. Названия этой группы часто обнаруживают связь с местами посещений. В группу с названиями, связанными с сейдами, вхо­ дит подавляющее большинство древних саамских куль­ товых мест (сейдов), которые почти всегда находятся у поселений - в бассейнах озер Имандры и Ловозера, реки Лоты и Нотозера и других местах. Их можно разделить на две подгруппы: сейдовые места без сопутствующих им географических названий, связанных с женщиной, и сейдовые места, сопровождаемые ими. Первые распространены в верховьях р. Уры, в вер­ ховьях левых притоков р. Лоты и Нотозера, в губе Бе­ лой, оз. Имандра, по северному берегу Чунозера, у сел. Ена, на островах оз. Бабинская Имандра, на южном бе­ регу Умбозера, к западу от Воронинского погоста, у оз. Вульявр, у оз. Бабьего. Вторые - в Монче-тундре и прилегающих к ней рай­ онах, у оз. Сейдъявр в Ловозерских тундрах и в других местах, также связанных и с легендами. Частью они от­ ражаются в географических названиях, например, р. Лота (в отношении этого названия существует два толкования: лоахт - "жертвоприношение"; луот-хозик- "оленья хо­ 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz