Живая Арктика. 1999, №3-4.
№ 3-4 (17-18) век к р а е в е д е н и я декабрь 1999 очистительным значением ольхового дерева, можно зак лючить, что оно считалось священным. В сказке об умер шем колдуне, приводимой Харузиным в приложении, саам спасается от преследователя покойника тем, что, вырубив ольховый кол, проводит им черту, которую не может переступить колдун. Не менее многочисленны примеры применения в качестве очистительного средства золы от костра или очага. Понятие о священных свойствах золы, по-види мому, находится в связи с некогда бытовавшим культом очага. Наиболее распространенными оберегами являлись рога диких оленей и щучьи зубы. Посещая жилище саа мов, я не раз встречал щучьи зубы, привешенные к кося кам окон или дверей. На вопрос об их назначении, обыч но получался ответ, что, мол, "просто для забавы", или: "так повесил дедка, и все". Но некоторые объясняли, что, по старым их взглядам, щучьи зубы предохраняют от сглаза и помогают рыболовству. Ничем иным, как оберегом, являются также когти мед ведей, носимые мужчинами на поясах, и лосиные зубы, привязываемые к колыбели младенцев. Из амулетов мне известен лишь "камень счастья" или "живой камень" (орле четьке), который мною приобретен для Государственно го музея этнографии. "Камень" представляет собой ока меневший плоский орех, величиной не более медного пятака. Будучи опущен в стакан с водой, он не тонет, раз бухает, впитывает в себя воду, и это дало повод считать его "живым". Находка такого "камня" в земле или на бе регу моря в размывах, по понятиям саамов, приносит сча стье, как и дальнейшее обладание им. По мере административного воздействия служите лей христианского культа и общего развития культуры родовых колдунов и колдуней заменяет один сильней ший колдун селения - нойда, функции которого напоми нают функции обычного шамана народов Севера. Нойда лечит больных, изгоняя болезни, руководит жертвоприношениями, общается с духами и предрекает будущее. В отличие от прежних колдунов нойда силен не умением колдовать, а умением вступать в связь с ду хами и реализовать на благо или во вред людям силы. Трудно сказать, были ли когда-либо распростране ны "волшебные барабаны" типа скандинавских в преде лах русской Лапландии. Множество общих черт древней ших верований делают весьма вероятным предположе ние о том, что шаманские бубны были известны кольс- ким саамам. По сообщению Шаткова Ф., семиостровские стари ки-саамы передавали, что культовым предметом нойды, употреблявшимся при различных церемониях и при ле чении больных, был "печень", т.е. пояс. Привожу дослов но это весьма ценное сообщение. "У них употреблялся в старину при всяких религиозных обрядах и вообще при волхованиях, даже при лечении больных, особого уст ройства иформы пояс, каковой назывался "печень". Пояс этот отчасти напоминал бубен, когда он лежал на каком- либо ровном месте и в свернутом виде, но только не был обтянут кожей, как бубен. Пояс-печень был сделан из черной полосы кожи, длиной в обхват талии среднего человека, а шириной около 1/4 аршина; сверху он был обшит суконными лентами трех цветов: верхняя лента была желтого цвета, средняя - любимого лопарями крас ного цвета и нижняя - черного цвета; по полосам от од ного края до другого, т.е. сверху до низу, была крупная вышивка из бисера разных цветов, как изображено на рисунке. Сзади пояса имелось три медных кольца, диа метром в один вершок, пришитых сверху; снизу кольца не были пришиты. При лечении пояс обносили три раза около поясни цы больного, но больному не одевали; после третьего обноса пояса больной ударял кебуна 3 раза ладонью правой руки по спине и говорил ему: "Будьте у тебя глаза светлые, ноги крепкие, чтобы ты лучше помог мне". Ке- бун отвечает: "Завтра же все узнаешь". На ночь перед сном кебун одевает пояс на себя и ложится спать; во сне он должен увидеть судьбу больного. Лопари рассказы вают, что последние жертвоприношения у них были без пояса-печень, а при помощи обыкновенного ситцевого платка, в котором кебуном были завязаны следующие вещи: складной нож, игла с шелковой ниткой, серебря ное кольцо (обручальное) и часть денег. Каждый предмет имел свое назначение, а именно: ножик употреблялся, по верованию лопарей, духами, которые служили кебуну и исполняли все его приказа ния и требования, для вырезывания болезни, а игла с ниткой - для зашивания ран после операции; кольцо - для соединения брачующихся брачными узами и жела нии им любви и согласия (брачующиеся надевали его себе на пальцы по приказу кебуна), а деньги - плата ду хам за труд, употребленный ими при исполнении требо ваний кебуна. Лопари полагают, что в пояс-печень были зашиты или вложены в особый карманчик эти же предметы, но ут вердительно не уверяют этого. Резюмируя изложенные материалы о пережитках древнейших верований саамов, мы должны отнести их верования к разряду религий шаманских, характерных для большинства народов Севера. По рукописи Н. Волкова из архива М АЭ РАН. 1947 г. желтая полоса красная полоса черная полоса Пояс-печень 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz