Живая Арктика. 1999, №3-4.

№ 3-4 (17-18) век к р а е в е д е н и я декабрь 1999 очистительным значением ольхового дерева, можно зак­ лючить, что оно считалось священным. В сказке об умер­ шем колдуне, приводимой Харузиным в приложении, саам спасается от преследователя покойника тем, что, вырубив ольховый кол, проводит им черту, которую не может переступить колдун. Не менее многочисленны примеры применения в качестве очистительного средства золы от костра или очага. Понятие о священных свойствах золы, по-види­ мому, находится в связи с некогда бытовавшим культом очага. Наиболее распространенными оберегами являлись рога диких оленей и щучьи зубы. Посещая жилище саа­ мов, я не раз встречал щучьи зубы, привешенные к кося­ кам окон или дверей. На вопрос об их назначении, обыч­ но получался ответ, что, мол, "просто для забавы", или: "так повесил дедка, и все". Но некоторые объясняли, что, по старым их взглядам, щучьи зубы предохраняют от сглаза и помогают рыболовству. Ничем иным, как оберегом, являются также когти мед­ ведей, носимые мужчинами на поясах, и лосиные зубы, привязываемые к колыбели младенцев. Из амулетов мне известен лишь "камень счастья" или "живой камень" (орле четьке), который мною приобретен для Государственно­ го музея этнографии. "Камень" представляет собой ока­ меневший плоский орех, величиной не более медного пятака. Будучи опущен в стакан с водой, он не тонет, раз­ бухает, впитывает в себя воду, и это дало повод считать его "живым". Находка такого "камня" в земле или на бе­ регу моря в размывах, по понятиям саамов, приносит сча­ стье, как и дальнейшее обладание им. По мере административного воздействия служите­ лей христианского культа и общего развития культуры родовых колдунов и колдуней заменяет один сильней­ ший колдун селения - нойда, функции которого напоми­ нают функции обычного шамана народов Севера. Нойда лечит больных, изгоняя болезни, руководит жертвоприношениями, общается с духами и предрекает будущее. В отличие от прежних колдунов нойда силен не умением колдовать, а умением вступать в связь с ду­ хами и реализовать на благо или во вред людям силы. Трудно сказать, были ли когда-либо распростране­ ны "волшебные барабаны" типа скандинавских в преде­ лах русской Лапландии. Множество общих черт древней­ ших верований делают весьма вероятным предположе­ ние о том, что шаманские бубны были известны кольс- ким саамам. По сообщению Шаткова Ф., семиостровские стари­ ки-саамы передавали, что культовым предметом нойды, употреблявшимся при различных церемониях и при ле­ чении больных, был "печень", т.е. пояс. Привожу дослов­ но это весьма ценное сообщение. "У них употреблялся в старину при всяких религиозных обрядах и вообще при волхованиях, даже при лечении больных, особого уст­ ройства иформы пояс, каковой назывался "печень". Пояс этот отчасти напоминал бубен, когда он лежал на каком- либо ровном месте и в свернутом виде, но только не был обтянут кожей, как бубен. Пояс-печень был сделан из черной полосы кожи, длиной в обхват талии среднего человека, а шириной около 1/4 аршина; сверху он был обшит суконными лентами трех цветов: верхняя лента была желтого цвета, средняя - любимого лопарями крас­ ного цвета и нижняя - черного цвета; по полосам от од­ ного края до другого, т.е. сверху до низу, была крупная вышивка из бисера разных цветов, как изображено на рисунке. Сзади пояса имелось три медных кольца, диа­ метром в один вершок, пришитых сверху; снизу кольца не были пришиты. При лечении пояс обносили три раза около поясни­ цы больного, но больному не одевали; после третьего обноса пояса больной ударял кебуна 3 раза ладонью правой руки по спине и говорил ему: "Будьте у тебя глаза светлые, ноги крепкие, чтобы ты лучше помог мне". Ке- бун отвечает: "Завтра же все узнаешь". На ночь перед сном кебун одевает пояс на себя и ложится спать; во сне он должен увидеть судьбу больного. Лопари рассказы­ вают, что последние жертвоприношения у них были без пояса-печень, а при помощи обыкновенного ситцевого платка, в котором кебуном были завязаны следующие вещи: складной нож, игла с шелковой ниткой, серебря­ ное кольцо (обручальное) и часть денег. Каждый предмет имел свое назначение, а именно: ножик употреблялся, по верованию лопарей, духами, которые служили кебуну и исполняли все его приказа­ ния и требования, для вырезывания болезни, а игла с ниткой - для зашивания ран после операции; кольцо - для соединения брачующихся брачными узами и жела­ нии им любви и согласия (брачующиеся надевали его себе на пальцы по приказу кебуна), а деньги - плата ду­ хам за труд, употребленный ими при исполнении требо­ ваний кебуна. Лопари полагают, что в пояс-печень были зашиты или вложены в особый карманчик эти же предметы, но ут­ вердительно не уверяют этого. Резюмируя изложенные материалы о пережитках древнейших верований саамов, мы должны отнести их верования к разряду религий шаманских, характерных для большинства народов Севера. По рукописи Н. Волкова из архива М АЭ РАН. 1947 г. желтая полоса красная полоса черная полоса Пояс-печень 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz