Живая Арктика. 1999, №3-4.

№ 3-4 (17-18) декабрь1999 довелось сделать запись о лихорадке в образе нагой, невероятно костлявой женщины, пытавшейся овладеть саамом в бане, но более правдоподобно - объяснить происхождение этого образа заимствованием от русских поморов. Вообще же дух болезни является производным от колдовской силы лица, наславшего болезнь сглазом или наговором. Кроме зооморфных и аморфных духов среди саамов была распространена вера в существование различных антропоморфных демонов, ведущих невидимую жизнь, и относительно нейтральных, т.е. редко оказывающих влияние на жизнь людей. По рассказам стариков мне удалось составить понятие о трех типах демонов, а имен­ но: чаклингах, чангах и куштнатэмолмынч. Чаклинги - голые, маленькие человечки, не более двух четвертей ростом. Живут в трещинах скал и в кочках. Рассмотреть среди болотных кочек вежу чаклингов очень трудно, и поэтому ред­ ким людям удавалось их видеть. В разных се­ лениях приходилось встречать вариант рас­ сказа о хитром сааме, поймавшем чаклинга следующим образом: увидев резвящихся чаклингов, он вышел к ним из-за кустов. Чак­ линги скрылись, но не­ заметно за ним наблю­ дали. Саам развязал сборы, снял каньги и стал надевать снова. Одев одну ногу и завязав сбору, он сделал вид, что уходит, но не ушел, а спрятался за куст и стал подсматривать. Один из чаклингов схватил сапог и надел; так как сапог был ве­ лик, он сунул в сапог и вторую ногу и замотал оборы. Понятно, что когда саам выскочил из-за кустов, он не мог убежать и достался в руки хитрецу. За большое количе­ ство золота и серебра родители чаклинга выкупили его из неволи. Но вообще чаклинги, по-видимому, небогаты, так как по отношению к бедным и грязно живущим саа­ мам, имеющим плохую одежду, нередко применяется выражение "чаклингпирас", т.е. семья чаклингов. Кроме чаклингов, многие старики-саамы до сих пор верят, что существует особый невидимый мир, пасущий свои стада вокруг них (куштнатэмолмынч). В стадах этих белые и черные олени. Счастливый человек, которому покажется олень из такого стада, должен идти, не мигая, прямо на оленя и бросить чивастегу на рога. После этого все стадо станет явным. Чудзъяврские саамы передава­ ли, что один из жителей селения, когда их деды жили еще на острове Кильдине, поймал такого оленя, и все стадо оказалось явным. При стаде находилась молодая девушка с распущенными волосами, которая умоляла его отпустить оленей. Саам пожалел и согласился. Тогда она села к нему спиной, уперлась локтями в его локти и ста­ ла петь. По мере того, как она пела, стадо невидимых оленей и она сама отодвигались все дальше и дальше, пока не исчезли из вида. Саамы братья Яковлевы сообщили, что раз под ве­ чер они с отцом отпустили под лед сетки; вдруг слышат шум, звон колокольчика и собачий лай. Стороной прого­ няли стадо голов в 500. Решив, что это саам Собакин, старик заспешил, чтобы застать Собакиных в погосте. Стадо остановилось возле леса. Отец и сыновья слы­ шат стук топора, из чего заключили, что пастухи остано­ вились на ночлег и собираются ставить куваксу. Наме­ реваясь проехать по проторенному стадом пути, старик свернул в сторону, но никаких следов стада не обнару­ жил, хотя была совершенно тихая погода и следы заме­ сти не могло. Там, где они слышали стук топора, не было ни куваксы, ни стада, ни даже рубленых деревьев. О чан­ гах приводилось слышать упоминания в связи с блужда­ ниями по лесу в поисках дороги к дому или поломкой саней. Из этого можно заключить, что их функ­ ции соответствуют ле­ шему в поверьях рус­ ских крестьян. В связи с магией и анимизмом среди саа­ мов были широко рас­ пространены понятия об антропоморфизме и зооморфизме или воз­ можности перевопло­ щения людей в живот­ ных. Стремясь избежать голода, старик превра­ щается в медведя и про­ водит зиму в берлоге; колдуны и колдуньи в ряде случаев оборачи­ ваются в оленей, в собак, волков и даже рыб. Современ­ ный вариант ранее приведенной сказки о смерти Няла гласит, что он помешался, вообразил себя глухарем и полез на сосну. Весьма вероятно, что по более древним вариантам Нял принял образ глухаря. В некоторых сказках колдуны и колдуньи превраща­ ются в лягушек и мышей. От перевоплотившихся людей родятся соответствующие дети: олени, собаки, лягушки, которые, однако, иногда могут принимать человеческий образ. В древнейших верованиях саамов заслуживает быть отмеченным следующее обстоятельство: несмот­ ря на многообразие всюду воображаемых духов и раз­ личных сверхъестественных сил, отношение их к саамам скорее благожелательное, нежели враждебное. Вхудшем случае - безразлично. Почти во всех ранее изложенных элементах верова­ ний сквозит превосходство человека над окружающим его миром духов. В заключение остановимся на матери­ альных объектах почитания и культа, т.е. на предметах, считавшихся священными. Были ли у саамов личные духи-оберегатели, т.е. он- гоны, трудно установить. От екостровских саамов мне приходилось слышать рассказы о том, что у некоторых бабинских стариков были божки вроде кукол, заверну­ тые в тряпки, с которыми они никогда не расставались. Молодой саам Бархатов из Охтоконды передавал, что такой божок в виде камня, завернутого в тряпки, имелся у его деда. Из многочисленных примеров, связанных с Из книги "Лаппония" 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz