Живая Арктика. 1999, №3-4.
№ 3-4 (17-18) В 6 К краеведения декабрь 1999 Еще до Пьянова один саам был нака зан сумасшествием за то, что возле кам ня ругал своего хир- васа. Некоторые са амы передают, что будто бы, прийдя уже в законченную вежу, Пьянов обнаружил в ней огромный ка мень, занимавший все свободное про странство, чего, од нако, он сам не под твердил. Легенду о проис хождении этого кам ня мне пришлось ус лышать лишь весной 1937 года, после ос новательного зна комства со старухой, женой Пьянова. Ле генду она не расска зывала, пропела и позволила записать на фонограф. По причине трудности расшифровки пере даю содержание песни со слов Пьяновой своими слова ми: "Жена с мужем заспорила, на своем встала, усту пить не хотела. Он хотел ударить, она схватила дочку и побежала, побежала, побежала. Хотела попадать на Во ронье, к отцу, отдыхать села на горе и окаменела". На вопрос древности легенды старуха ответила лишь, что "так раньше пели". Если верно высказанное ранее предположение о связи женских сейдов с материнским родом, то приве денная легенда отражает в известной мере борьбу жен ского и мужского начал в родовом устройстве. Жена не желает подчиниться мужу, не позволяет себя бить, убе гает в род родителей, захватив дочь. Если смотреть на камень в фас, сбоку видны очертания меньшего камня, который считают окаменелой дочкой. Но уже сильно муж ское начало, и женщина окаменевает в пути. Наконец, третьим элементом верований саамов яв ляется одухотворение сил природы - солнца, луны, об лаков, грома, северного сияния и т.д. Отражение анимистических представлений о приро де мы находим также в фольклоре саамов России и не которых материальных атрибутах как олицетворение, по- видимому, изображения солнца, кольцеобразные подвес ки на поясах и предпочтение белого, солнечного цвета в оленях. По мере развития анимистических представлений и усложнения общественных отношений сознание саамов населяет окружающую природу различными духами. Первоначально это - зооморфные духи хозяйки и хозяи на. Оленям и пастбищам покровительствует Луот-хозик - "ходит на ногах, как человек, илицо человеческое, толь ко вся в шерсти, как олень". От ловозерс- ких и семиостровс ких саамов мне удалось записать весьма интерес ный обряд жерт венного поедания оленей, называе мый ловозерскими саамами лухт- варрь, семиостров скими - лухтцай, несомненно, пред назначавшихся Луот-хозик, хотя представлений о ней у моих рас сказчиков не со хранилось. Обряд жерт воприношения оле ней у саамов Рос сии впервые и, ка жется, единствен ный раз был опи сан и опубликован Ф.Ф. Шатковым. Инициатором жерт воприношения все гда являлся нойда- колдун селения, устраивая поедание от 12 до 24 оленей через каждые 3-5 и более лет. При поедании мяса следовало остерегаться, чтобы не капнуло на одежду или бороду. Когда это происходи ло, нойда вырывал из печка клок шерсти и вместе с зо лой от костра натирал облитое место на бороде или усах. Утром нойда рассказывал всем собравшимся сны и га дал о будущем, о возможных рождениях и похоронах. Сакрально-интимное отношение саамов к оленю, ис пользование его в качестве жертвенного животного Луот- хозик - матери-хозяйки, понятие о магической силе ро гов и использование их в качестве оберегов и орудий кол довства широко распространены у народов, занимаю щихся оленеводством. К числу мужских духов-хозяев должен быть отнесен медведь, культ которого, весьма вероятно, уживался с понятием о духах-хозяйках. У саамов России в настоя щее время уже вовсе утратились какие-либо воспоми нания о безусловно имевшем место медвежьем ритуа ле. Ловозерский саам Фефелов Иван Арефьевич пере дал, что еще в молодые годы его учили старики по-осо- бому обращаться с медведем и уговаривать зверя. Он же передал мне две небольшие песни, которые должен был спеть охотник, увидев медведя и снимая шкуру. Солнце, луна, облака, гром, северное сияние, по- видимому, представлялись существами аморфными и их изображения у саамов России, несомненно, были так же условны, как условны изображения скандинавских саа мов, наблюдаемые на шаманских бубнах. Кроме отме ченных, аморфными также были духи болезни, олицет ворявшиеся иногда с формой пораженной части организ ма. От иокангского саама М. Титова мне, правда, 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz