Живая Арктика. 1999, №3-4.

№ 3-4 (17-18) В 6 К краеведения декабрь 1999 Еще до Пьянова один саам был нака­ зан сумасшествием за то, что возле кам­ ня ругал своего хир- васа. Некоторые са­ амы передают, что будто бы, прийдя уже в законченную вежу, Пьянов обнаружил в ней огромный ка­ мень, занимавший все свободное про­ странство, чего, од­ нако, он сам не под­ твердил. Легенду о проис­ хождении этого кам­ ня мне пришлось ус­ лышать лишь весной 1937 года, после ос­ новательного зна­ комства со старухой, женой Пьянова. Ле­ генду она не расска­ зывала, пропела и позволила записать на фонограф. По причине трудности расшифровки пере­ даю содержание песни со слов Пьяновой своими слова­ ми: "Жена с мужем заспорила, на своем встала, усту­ пить не хотела. Он хотел ударить, она схватила дочку и побежала, побежала, побежала. Хотела попадать на Во­ ронье, к отцу, отдыхать села на горе и окаменела". На вопрос древности легенды старуха ответила лишь, что "так раньше пели". Если верно высказанное ранее предположение о связи женских сейдов с материнским родом, то приве­ денная легенда отражает в известной мере борьбу жен­ ского и мужского начал в родовом устройстве. Жена не желает подчиниться мужу, не позволяет себя бить, убе­ гает в род родителей, захватив дочь. Если смотреть на камень в фас, сбоку видны очертания меньшего камня, который считают окаменелой дочкой. Но уже сильно муж­ ское начало, и женщина окаменевает в пути. Наконец, третьим элементом верований саамов яв­ ляется одухотворение сил природы - солнца, луны, об­ лаков, грома, северного сияния и т.д. Отражение анимистических представлений о приро­ де мы находим также в фольклоре саамов России и не­ которых материальных атрибутах как олицетворение, по- видимому, изображения солнца, кольцеобразные подвес­ ки на поясах и предпочтение белого, солнечного цвета в оленях. По мере развития анимистических представлений и усложнения общественных отношений сознание саамов населяет окружающую природу различными духами. Первоначально это - зооморфные духи хозяйки и хозяи­ на. Оленям и пастбищам покровительствует Луот-хозик - "ходит на ногах, как человек, илицо человеческое, толь­ ко вся в шерсти, как олень". От ловозерс- ких и семиостровс­ ких саамов мне удалось записать весьма интерес­ ный обряд жерт­ венного поедания оленей, называе­ мый ловозерскими саамами лухт- варрь, семиостров­ скими - лухтцай, несомненно, пред­ назначавшихся Луот-хозик, хотя представлений о ней у моих рас­ сказчиков не со­ хранилось. Обряд жерт­ воприношения оле­ ней у саамов Рос­ сии впервые и, ка­ жется, единствен­ ный раз был опи­ сан и опубликован Ф.Ф. Шатковым. Инициатором жерт­ воприношения все­ гда являлся нойда- колдун селения, устраивая поедание от 12 до 24 оленей через каждые 3-5 и более лет. При поедании мяса следовало остерегаться, чтобы не капнуло на одежду или бороду. Когда это происходи­ ло, нойда вырывал из печка клок шерсти и вместе с зо­ лой от костра натирал облитое место на бороде или усах. Утром нойда рассказывал всем собравшимся сны и га­ дал о будущем, о возможных рождениях и похоронах. Сакрально-интимное отношение саамов к оленю, ис­ пользование его в качестве жертвенного животного Луот- хозик - матери-хозяйки, понятие о магической силе ро­ гов и использование их в качестве оберегов и орудий кол­ довства широко распространены у народов, занимаю­ щихся оленеводством. К числу мужских духов-хозяев должен быть отнесен медведь, культ которого, весьма вероятно, уживался с понятием о духах-хозяйках. У саамов России в настоя­ щее время уже вовсе утратились какие-либо воспоми­ нания о безусловно имевшем место медвежьем ритуа­ ле. Ловозерский саам Фефелов Иван Арефьевич пере­ дал, что еще в молодые годы его учили старики по-осо- бому обращаться с медведем и уговаривать зверя. Он же передал мне две небольшие песни, которые должен был спеть охотник, увидев медведя и снимая шкуру. Солнце, луна, облака, гром, северное сияние, по- видимому, представлялись существами аморфными и их изображения у саамов России, несомненно, были так же условны, как условны изображения скандинавских саа­ мов, наблюдаемые на шаманских бубнах. Кроме отме­ ченных, аморфными также были духи болезни, олицет­ ворявшиеся иногда с формой пораженной части организ­ ма. От иокангского саама М. Титова мне, правда, 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz