Живая Арктика. 1999, №3-4.
поклонения и почитания. Прежде всего человек считает ся с интересами сейда. Сейд не только требует уваже ния к себе, но и соблюдения известных правил в районе своего влияния, в особенности же поблизости, на виду. Соблюдение тишины, безусловное воздержание от руга ни и даже шуток - повсеместно распространенные пра вила. Сейд, кроме того, любит подарки и пищу, любимую саамами. Взамен оказываемого внимания он загоняет в сети рыбу, помогает на охоте и выпасе оленей. За невни мание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но также и болезнями и даже смертью. В целях составления более точного понятия о культе сейдов, я в течение 1935 и 1936 годов основательно оз накомился с одним из самых популярных сейдов в сис теме Чудзъяврского бассейна. В 4 километрах от озера Чудзъявр и в 15 - от селе ния находится озеро Акияврь или Бабозеро, от слова "акка" - бабушка. На высоком скалистом берегу озера, среди обломков разрушенной временем горной верши ны одиноко стоит сиенитовый камень, издали напомина ющий старуху, сгорбившуюся в сидячем положении. Ка мень этот, по словам саамов, в глубокой древности счи тался за окаменевшую женщину и являлся объектом по клонения. От камня-"бабушки" получило свое название и озеро. К камню, как это можно установить из рассказов саамов, при ходили древние охот ники и рыболовы, приносили для на говоров стрелы и пули, а впос ледствии - деньги в Лопарь. Рис. А.Кельсиева, 1877. жертву "бабуш ке", рога "дика рей", ножные кос ти с мозгом (са амское лаком- cfB o ) и т.п. По-ви- димому, "бабуш ка" и ее наговоры считались покро вительствующи ми при охоте и на рыбной ловле, а, может быть, и при торговле, коль скоро к священ ному камню при носили и деньги. Связного расска за об истории "ба бушки" ни от кого слышать не уда лось. Даже 97- летний старик Макар из Киль- динского селения на вопрос о "ба бушке" ответил, что, мол, говори ли чего-то стари ки, но сам он к ч "бабушке" никог- Я '^ '1 да не ходил и во обще ничего ска- зать не может. Некоторые • ч е ь — откровенно заяв- ЛЯЛИ, ЧТО боятся Лопарка. Рис. А.Кельсиева, 1877. этого места и по- этому не бывают там. На вопрос, почему боятся, реко мендовали поговорить с Антоном Пьяновым. Лет пятнад цать тому назад Пьянов, вернувшись с военной службы, решил на Бабозере пониже камня построить вежу. На род отговаривал его, но Пьянов стоял на своем и от на мерения не отказывался. Однажды, уже приняв реше ние, он заблудился, будучи на берегу озера. Передаю его рассказ дословно: "И место хорошо, как будто, знаю, а как ни пойду - все на "бабушку" выйду. Рассердился я, ты, говорю, смотри, такая мать, я вот влезу, да кувырну, ты меня будешь пугать. Потом начал вежу строить. На чал вежу строить и приснился мне сон: лежу, сплю, ба бушка идет. "Неужели, говорит, ты, Антон, не мог себе другого места выбрать? И чего тебе здесь надо? Уходи, смотри, отсюда, а то плохо будет. Больше ничего не ска зала и ушла. Ну, я думаю, сон. Сон и сон. Начал уже кры шу делать. Только что крышу осталось покрыть. Раз при хожу доделывать там кое-что и что-то нехорошо со мной стало: как будто и ничего, а не могу сообразить, вроде как ума лишился. И начал хворать с тех пор. Месяца два болел. Думал, покойником стану. Потом ничего, стал по правляться. А в вежу больше ни ногой. Сожгли ее потом. Вот дай мне хоть тысячу рублей, а жить сюда ни за что не пойду". 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz